Как “Броненосец Потёмкин” стал “Пантелеймоном”

Этот корабль был сильнейшим на Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Но знаменитым броненосец “Потёмкин” стал не благодаря конструкторским новациям. Историческим стало восстание матросов на корабле, вспыхнувшее 14 июня 1905 года.

Этот корабль был сильнейшим на Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Но знаменитым броненосец “Потёмкин” стал не благодаря конструкторским новациям. Историческим стало восстание матросов на корабле, вспыхнувшее 14 июня 1905 года.

Броненосец “Князь Потёмкин-Таврический” был спущен на воду в сентябре 1900 года, а летом 1902 года переведён из Николаева в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причинённый огнём, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твёрдое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль и перевели на достройку в Севастополь.

Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на “Потёмкине” артиллерийский унтер-офицер Г. Н. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принимал деятельное участие в революционных событиях.

На Черноморском флоте готовилось вооружённое восстание, причём комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на “Потёмкине” оно вспыхнуло раньше — 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

Следует отметить, что Г. Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик — А. Н. Матюшенко.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца № 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца “Князь Потёмкин-Таврический” объявила его кораблём революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потёмкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвёл несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции.

17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В её состав вошли броненосцы “Двенадцать Апостолов”, “Георгий Победоносец”, “Три Святителя”, а также минный крейсер “Казарский”. Царь Николай II счёл восстание на “Потёмкине” опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Чёрном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание — в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблём окончилась победой потёмкинцев, но судьба готовила ему новые, ещё более трудные испытания.

Утром 18 июня с “Потёмкина”, стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей — пять броненосцев и шесть миноносцев. Развёрнутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На “Потёмкине” решили огонь первыми не открывать — матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложение идти на переговоры потёмкинцы ответили отказом и в свою очередь пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На “Ростиславе” — флагманском корабле Кригера — подняли сигнал “Стать на якорь”. В ответ на это “Потёмкин” пошёл на таран “Ростислава”, однако в последний момент изменил курс и прошёл между ним и броненосцем “Три Святителя” — кораблём контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушёл в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицелах своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий “Потёмкин” криками “ура!”.

И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблём. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный ход и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с “Потёмкиным” остался броненосец “Георгий Победоносец”: после переговоров с потёмкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков “Победоносца” произошёл раскол, он отстал от “Потёмкина” и сдался властям. Это произвело тяжёлое впечатление на потёмкинцев — в команде началось брожение.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня “Потёмкин” в сопровождении миноносца № 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потёмкинцы опубликовали в местных газетах воззвание “Ко всем европейским державам” и “Ко всему цивилизованному миру”, объяснив в них причины и цели восстания.

После отказа румынских властей обеспечить “Потёмкин” продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А. Н. Матюшенко говорил: “Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость”.

В Феодосию броненосец пришёл в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнём... Пришлось снова идти в Констанцу. Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца № 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец “Князь Потёмкин-Таврический” России.

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в “Пантелеймон”. Но традиции потёмкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж “Пантелеймона” одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда, в несколько усечённом виде — он стал называться “Потёмкин-Таврический”. А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя — “Борец за свободу”.

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потёмкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику Советов.

В мае 1918 года линейный корабль “Борец за свободу” был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешёл в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.

История “Потёмкина” наверняка не была бы столь известной, если бы не привлекла внимание режиссёра Сергея Эйзенштейна.

В 1925 году он получил заказ снять большую эпопею к двадцатилетию первой русской революции. Эпизод восстания на броненосце “Князь Потёмкин-Таврический” входил в замысел юбилейной картины наравне с другими историческими эпизодами. Но с запуском съёмок возникли трудности, уже наступил август, а юбилей — в декабре. Оставалось одно: немедленно приступать к съёмкам, отказаться от только что задуманной вместе с Бабелем экранизации “Одесских рассказов”, а из всей эпопеи под названием “1905-й год” выбрать один эпизод, который бы символизировал начало революционной борьбы 1905 года. Остановились не восстании матросов. “Броненосец Потёмкин” был снят и смонтирован в течение четырёх месяцев. На экране — строго: свои и чужие. Друзья и враги. Идеальный бунт, графически расчерченный и эмоционально просчитанный.

В фильме Эйзенштейн следует событиям, которые происходили на самом деле. Но, конечно, многие эпизоды — вымысел авторов картины. Например, в реальности матросы “Потёмкина” сошли на берег, спустив красный флаг. В картине красный флаг остаётся поднятым навсегда.

Официальный просмотр “Броненосца “Потёмкина” прошёл в Большом театре в конце декабря 1925 года. Наутро Эйзенштейн и Тиссе проснулись знаменитыми. Премьера фильма состоялась в январе 1926 года в кинотеатре “Художественный” на Арбате. Фасад кинотеатра представлял собой макет броненосца, а весь персонал был одет в матросские костюмы. Зрители почти хором читали надписи на экране. За первые три недели проката только в столице фильм “Броненосец “Потемкин” посмотрели 300 тысяч человек. Сюжет о свободе выдержал проверку временем, не покрылся ржавчиной и оказался прочнее самого корабля, которого давно уж нет в живых. В 1978 году, по состоявшемуся опросу киноведов всего мира, этот фильм был назван первым среди ста лучших фильмов. Его не смогли забыть. Благодаря ему люди помнят и о восстании матросов на легендарном броненосце.

Врезка

Николай II счёл восстание на “Потёмкине” опасным и отдал приказ командующему Черноморским флотом немедленно подавить бунт — в крайнем случае потопить броненосец со всей командой.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика