Покупатель
  • Как дурили и дурят господ потребителей

  • Лох умер. Да здравствует лох!
  • Главная » Потребитель
  • 19 июля 2021 г. 9:00
  • Короткая ссылка: G35D4

Всё новое — хорошо забытое старое. Оказывается, и “лохотрон” был изобретен не нашими современниками, а смекалистыми “дельцами” пореформенной России 1860-х годов. Не редкость массовое надувательство и за бугром. Впрочем, от осознания этого не легче тем, кто попадается в умело расставленные сети здесь и сейчас.

На круги своя.

“В первый день праздника, только лишь окончилась обедня и не все балаганы были открыты, с первыми толпами народа, нахлынувшего на гуляние, — народа с непочатыми еще карманами, — явились и огромные столы. Это, обыкновенно, складной надвое стол, чтобы, при случае, его можно было в минуту схватить и унести….

Обыкновенно бывает так, что раз-два выигрывают посторонние, а двадцать раз выигрывает сам владелец игорного стола, и это тем более незаметно, что игра идет быстро. В первый день праздника, утром, было не больше пяти столов. Полиции не было заметно: она, может быть, делала визиты. В тот же день, вечером, явилось десять-пятнадцать столов, а к концу праздника — больше сотни.

…Шла страшная игра. Пишущий эти строки долго отыскивал полицию и, когда нашел, то полиция ему отвечала: “Не ваше дело, иначе я вас самого возьму в часть.”

Правда, напоминает день сегодняшний? А ведь написано это в начале 60-х годов ХIХ века. Автор — Иван Гаврилович Прыжков — видный общественный деятель и публицист того времени.

Хорошо там, где нас нет.

У нас нередко ссылаются на “благополучный Запад” — мол, там вообще нет мошенников. Это, конечно, заблуждение, просто там не любят особо распространяться о своих негативных явлениях. Куда приятнее рассуждать о “настоящем европейском качестве”, “натуральных ингредиентах” и прочих плодах цивилизации. И тем не менее…

Канадская компания “Кейв промоушнз” в начале нового тысячелетия под Рождество обрадовала 3 400 000 соотечественников, разослав им по почте красочные лотерейные билеты с улыбающимся Санта-Клаусом. “Счастливчики” счистили защитное покрытие с билетов, обнаружили в игровом поле три совпадающих игровых символа и узнали, что почти выиграли “Гран-при” — 10 000 долларов! Для того чтобы стать его обладателем, требовалось всего лишь позвонить в контору и сверить номер билета с выигрышными номерами в тиражной таблице.

Доверчивым владельцам билетов следовало бы раньше догадаться, что девушка на другом конце провода после некоторой паузы приятным голосом будет каждому отвечать, мол, данный номер в таблице не обнаружен. Если бы они сначала досконально, со всех сторон, с увеличительным стеклом в руках изучили красочный кусочек картона, то обнаружили бы с обратной стороны надпись мельчайшим шрифтом о том, что “звонок надежды” обойдется в 19 долларов 95 центов. Надо сказать, на счетах за телефонные переговоры этот текст оказался вполне читабельным…

Президент компании “Кейв промоушнз” г-н Колин Криски заявил журналистам: “Я — честный бизнесмен, знающий и соблюдающий существующие порядки”. Видимо, так в обратном переводе на русский язык звучит фраза Остапа Бендера: “Шура, я чту Уголовный кодекс!”

Так что лох — он и в благополучной Канаде лох…

Проверь себя

На первый взгляд довольно просто выяснить, лох вы или нет. Допустим, продавец лотерейных билетов хватает вас за рукав прямо на улице у входа в солидный супермаркет и предлагает поучаствовать в беспроигрышной лотерее, где каждый билет содержит выигрыш, равный его стоимости и даже больше!

Как вы поступите? Сыграете — ведь лотерея беспроигрышная? Или откажетесь, задав себе резонный вопрос: для чего организатору, если он не мошенник, устраивать такую лотерею? Наверное, не для того, чтобы просто так выплатить игрокам вдвое больше того, чем с них собрано…

Предположим, эксперимент прошел удачно, и вы не попались на крючок у входа в магазин. Это еще не значит, что вы не “лоханетесь” внутри. Дело в том, что определенные приемы “давления на психику” вовсю используют не только уличные лотерейщики, но и официальная торговля. Например, в супермаркете самый неходовой и дорогой товар обычно выкладывают на третью от пола полку — самую удобную для покупателя. Казалось бы, мелочь, но расчет маркетологов на повышение объема продаж оправдывается. Не подводит и еще одна уловка: если в торговом зале компьютерного, книжного или спортивного магазина пахнет лимоном, люди делают больше покупок, чем обычно.

Конечно, рядовой посетитель магазина не задумывается о том, что на нем постоянно экспериментируют всевозможные маркетологи и деятели от рекламы. А задаться некоторыми вопросами не мешало бы. Ведь конечная цель этих экспериментов — опустошить ваш кошелек, заставить купить то, что нам не нужно.

Мания покупок

Примеры особенно агрессивной обработки потенциального покупателя мы постоянно видим на экране телевизоров. С утра до ночи реклама внушает нам: покупай и будешь счастлив! Покупай — и будешь здоров и любим! Покупай — и будешь уверен в жизни! И вот мы покидаем супермаркет с горой коробок, пакетов, кульков и сумок.

Между прочим, с середины 80-х годов английские и американские психологи и психиатры занялись исследованием неизвестного ранее психического заболевания — мания покупок.

По оценкам специалистов, в США этой болезнью поражено 1,5—2 процента населения. Заболевают, как правило, люди, страдающие от одиночества, комплекса неполноценности, низкой самооценки, не видящие смысла своего существования. Одержимый манией покупок человек, попав в супермаркет, начинает приобретать буквально все подряд, пытаясь избавиться от некоторого внутреннего беспокойства. Когда он возвращается домой, домочадцы хватаются за голову, упрекают, уговаривают, грозят больному. Это вызывает новый приступ потери самоуважения, и, чтобы утешиться, покупатель-маньяк вновь отправляется в магазин. Порочный круг замыкается, и выхода из него нет — приступ может остановить только опустевшие кошелек или кредитная карточка…

Согласно социологическим опросам в США поездки по магазинам стоят уже на третьем месте в списке любимых занятий в свободное время. Постепенно для американцев покупки становятся чем-то вроде наркотика. Кевин Гурне из Лондонского университета считает покупательскую манию весьма сходной по своим механизмам с такими опасными явлениями, как алкоголизм и наркомания.

Теория вероятности

По большому счету, лохом может стать любой. Каждый из нас, как правило, — специалист лишь в какой-то одной сфере деятельности, в которой считает себя профессионалом. Во всех областях мы сущие лохи. Многие почему-то думают, что уважаемый ученый, известный писатель, высококлассный слесарь или хирург неуязвимы для жулика, карманника или шарлатана. Как бы не так! Им тоже могут предложить подписать липовый контракт на приобретение квартиры или подсунуть неработающий телевизор…

Наш совет

Не принимайте предложения сделать покупку на улице, в подземном переходе, в метро, на вокзале и пр., как бы соблазнительно они ни выглядели и от какой бы известной компании ни исходили.

Не ходите в продуктовый магазин натощак — исследования показывают, что голодный человек тратит на продовольствие почти в два раза больше, чем сытый. При этом корзинка оказывается заполненной в основном продуктами, готовыми к употреблению, а следовательно, более дорогими.

Критически относитесь к любой рекламе во всех ее проявлениях.

В супермаркете старайтесь не покупать товары с третьей от пола полки — по правилам маркетинга на нее выкладывают самый неходовой и дорогой товар.

Не обращайте внимания на упаковку, интересуйтесь ее содержимым — вы покупаете товар, а не красивую коробку.

Никогда не покупайте вещь, если в ее конструкции (или инструкции) вас что-либо смущает, каким бы ничтожным ни казался недостаток.

Из разных источников

Если вы готовитесь сделать дорогую покупку, постарайтесь получить необходимую информацию не только из рекламного проспекта или от продавца, но и из иных, незаинтересованных источников — например, от своих знакомых.