Джаз - музыка толстых? Как СССР боролся с "черной музыкой" из-за классовых предрассудков

Эти заголовки статей отражают исторические примеры того, как музыка становилась объектом политической борьбы и социальных предрассудков. Они показывают, как власть и общество могут оказывать влияние на творчество и распространение музыки, а также как музыканты и любители музыки борются за свои права и свободу выражения.

О борьбе с формализмом в музыке было объявлено 7 февраля 1948 года. В этот день вышло соответствующее постановление ЦК ВКП(б). И нужно отметить, что не с этого документа началась и закончилась история музыкальных запретов. Да она и не закончится, наверное, никогда.

Все возникло еще в XIX веке. Джузеппе Верди неоднократно переписывал либретто своей оперы “Травиата” (“Падшая женщина”), в которой тогдашняя театральная общественность усмотрела порнографию. Например, неоднозначно трактовали строчку “Он сжал желанный приз в руках любви”. Верди заменил эту и множество других строк, перенес действие на полтора столетия назад — и сделался весьма популярным композитором.

В Америке начала века официально не любили джаз (“музыку черных”) — из-за расовых предрассудков. В СССР джаз запрещали уже с классовых позиций — с подачи писателя Максима Горького именуя его “музыкой толстых”. “Толстые черные”, невзирая на подергивания белых цивилизаторов, дули в свои дудки, становились классиками жанра и даже ответвили от древа своего искусства мощные стволы ритм-энд-блюза и рок-н-ролла.

Запрет на рассылку "порнографических записей": как Рут Томпсон из Мичигана стала учителем музыки

Запреты на музыку в Стране Советов были волюнтаристскими, но действенными — вспомним известную статью в “Правде” “Сумбур вместо музыки” (январь 1936-го): “...Музыка крякает, ухает, пыхтит... зачатки музыкальной фразы тонут в грохоте, скрежете и визге...” и т. п. Эта статья и последующий за ней официальный перегиб ЦК “Об опере “Великая дружба” В. И. Мурадели” стоили многих лет здоровья Шостаковичу, Прокофьеву, Хачатуряну и другим гениям современности.

60-е годы. В США, несмотря на обилие декларируемых свобод, губернаторы отдельных штатов с удовольствием брали на себя роль “учителей музыки”. Так, Рут Томпсон, конгрессвумен из Мичигана, выступила с инициативой запрета на рассылку “порнографических записей”. Нарушение грозило штрафом в пять тысяч долларов или пятью годами тюрьмы.

Руководство радио ABC запретило крутить в эфире песню Билли Холидей “Любовь на продажу” — тема проституции, дескать, шокирует общественность.

Продюсер телешоу Эда Салливэна приказал оператору снимать выступление Элвиса Пресли только “от талии и выше”: танцы Элвиса тогда считались непристойными.

В 1965 году большинство радиостанций мира не разрешали своим ди-джеям ставить сингл Rolling Stones “I Can't Get No Satisfaction” из-за явных сексуальных намеков. А техасские радиостанции запретили играть все пластинки Боба Дилана — ввиду непонятности текстов для простых техасцев.

В марте 66-го Джон Леннон заявил, что “The Beatles у сегодняшних подростков популярнее Иисуса Христа”. Группу моментально отлучили от радиоэфира, а из пластинок и плакатов британской четверки пуритане разводили костры.

Страдали битлы не только по идейным соображениям, но и за свой внешний вид. В январе 1969 года были арестованы тысячи экземпляров диска Джона Леннона и Йоко Оно “Two Virgins” со снимком обнаженной парочки на конверте. Президент пластиночного концерна EMI сэр Джозеф Локвуд заметил: “Если это искусство, то я поместил бы на обложку тела попривлекательней. Пола Маккартни, например”.

И тут вмешался президент Никсон. В мае 70-го президент США заявил, что многие рок-тексты содержат призывы к злоупотреблению наркотиками. Власти Иллинойса тут же отыскали наркопроделки в детской песенке “Пых Волшебного Дракона”.

В 80-е годы в СССР по встречной инициативе КГБ и рокеров были созданы первые рок-клубы (в Ленинграде, Риге, Свердловске и т. д.). “Людям в сером” через завербованных агентов стало удобнее присматривать за “неудобными” музыкантами.

Параллельно действовали “запретительные списки” рок-групп. После нескольких вызовов в комитет таинственно и навсегда исчез Георгий Ордановский, лидер питерских “Россиян”, одной из первых советских хард-рок-групп.

Тексты песен проходили процедуру “литовки” (то есть цензуры). Когда на VI фестивале питерского рок-клуба группа “Телевизор” исполнила “незалитованную” песню “Выйти из-под контроля”, ее выступления запретили на полгода. Рижскому “Пилигриму” не “залитовали” инструментальную (!) композицию (“А почему это у вас идет подряд 18 нот “ре”?”).

В США же в 85-м году была создана самая одиозная организация в истории музыкальной цензуры — “Родители за контроль над музыкой”. Ее, кстати, возглавила супруга сенатора Гора, нынешнего вице-президента. Два года спустя “Родители...” обвинили Оззи Осборна в подстрекательстве к суицидам — после того как 19-летний парень покончил с собой, якобы прослушав песню Оззи “Решиться на самоубийство”.

В 90-е вовсю гоняли рэпперов, в основном за мат. ФБР осталось недовольно песней “Fuck The Police” группы N.W.A. По решению Большого жюри продавцы некоторых рэп-пластинок (в т. ч. “Свободы слова” Ice Tee) подвергались судебным преследованиям.

Популярную российскую певицу Линду специальным указом президента запретили в Турции за песню “Ма-ма-ма-марихуана” (не все слова разобрали).

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика