Правосудие продано
  • Русские сенсации

  • Рекордную для пианино цену — 1,2 миллиона долларов выложил за этот инструмент покупатель на известном аукционе Кристи. Это случилось 7 ноября 1997 года. А через три года, 9 ноября, неизвестный поклонник творчества Пабло Пикассо купил через Интернет его работу “Женщина со сложенными руками” на аукционе Christie’s. И снова рекорд — 55,6 миллиона долларов.
  • Главная » Общество
  • 14 января 2022 г. 10:50
  • Короткая ссылка: QmiW

Произведения наших соотечественников идут на аукционах на ура

Рекордную для пианино цену — 1,2 миллиона долларов выложил за этот инструмент покупатель на известном аукционе Кристи. Это случилось 7 ноября 1997 года. А через три года, 9 ноября, неизвестный поклонник творчества Пабло Пикассо купил через Интернет его работу “Женщина со сложенными руками” на аукционе Christie’s. И снова рекорд — 55,6 миллиона долларов.

Каждый день состоятельные граждане мира участвуют в аукционах. Сегодня это достаточно просто — есть Интернет. Через Всемирную паутину можно купить что угодно. Достаточно на сайтах аукционных домов ознакомиться с каталогом предметов и принять участие в он-лайн торгах. Раньше, конечно, было сложнее. Как форма торговли произведениями искусства, аукционы появляются в античные времена. А как предприятия, аукционы активно формируются в XVIII веке, одновременно с европейским художественным рынком.

Самые-самые

Первым рынок изящных искусств захватил пионер комиссионной торговли бывший морской офицер Джеймс Кристи-старший. Устроивший первую продажу в 1766 году в Лондоне, он вскоре уже владел помещением со специально построенным для него аукционным залом. Своим расцветом аукцион Кристис был обязан революции 1848 года, ознаменовавшей “эпоху великих распродаж”. Считается, что именно Кристи превратил торговлю антиквариатом в искусство — здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX столетий. И, кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже коллекции живописи сэра Роберта Валпола российской императрице Екатерине II. Коллекция стала основой будущего музея “Эрмитаж”.

Основателем известнейшего в мире аукциона “Сотбис” был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 году в Лондоне и опубликовал книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 году Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал и в течение столетия вместе со своими преемниками специализировался исключительно на книгах и был организатором торгов всех известных библиотек, включая библиотеки князя Талейрана, герцогов Йоркского и Букингемского и библиотеку Наполеона, которую император брал с собой в ссылку на остров Святой Елены.

В 1778 году дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С 1778 года фирма стала именоваться “Сотбис”. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.

Сохранялось негласное соглашение, по которому мебель и живопись отсылались к “Кристис”, уступавшему все книги “Сотбис”. Оно было нарушено в 1913 году с “Мужского портрета” Франса Хальса, проданного за хорошую для того времени цену в девять тысяч фунтов стерлингов. А в 1917-м состоялась большая продажа, впервые включавшая картины наряду с мебелью и гравюрами. В конце 1950 года компания заняла лидерство в аукционной продаже произведений искусства.

“Сотбис” был закрытым “клубом”, где работу могли получить только аристократы. К началу 80-х годов ХХ века фирма практически обанкротилась и в 1983 году была продана американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману — владельцу крупной сети магазинов. Сегодня “Сотбис” — это более 100 офисов во всем мире, в том числе и филиал в Москве. Годовой оборот — более двух миллиардов долларов. В 2000 году “Сотбис” стал первым международным аукционом предметов искусства, проводящим торги в Интернете. Среди наиболее любопытных лотов, проданных в Сети, — первый оттиск Декларации независимости (более восьми миллионов долларов).

Сейчас аукционные дома “Сотбис” и “Кристис” контролируют до 90 процентов мировых аукционных продаж антиквариата, предметов искусств и так далее. Хотя есть и другие аукционные дома, не менее почтенного возраста, образованные и в XVII, и в XVIII веках в Германии, Швеции.

В России система аукционных торгов формировалась достаточно медленно. Известны и более интересны отечественным коллекционерам были европейские аукционы, где на протяжении XVIII—XIX веков приобреталось значительное количество произведений искусства. Так, в 1716 году по распоряжению Петра I на аукционе в Амстердаме купили полотно Рембрандта “Давид и Ионафан”, помещенное в первую художественную галерею России, расположенную в Монплезире. При помощи русского посла Д. А. Голицына для Екатерины II был приобретен на аукционе шедевр Рембрандта “Возвращение блудного сына” и десятки других работ западноевропейских мастеров. Первые художественные аукционы в России проходят во второй половине XVIII века, преимущественно в Петербурге. В основных чертах система торговли художественными произведениями в России сформировалась в начале XIX века, когда после европейских революций в Россию хлынул поток художественных ценностей, а в торговый оборот страны начали включаться произведения отечественного искусства. Аукционы становятся более насыщенными и специализированными, что отражало изменения в развитии исторических наук и искусствознания. К началу XX века в Петербурге существовало несколько аукционных домов. Все они, естественно, закрылись после революции.

Возрождение аукционной деятельности в России началось в 90-е годы прошлого столетия. Аукционы, которые представляют антиквариат, современное искусство, стали проводиться регулярно, преимущественно в Москве. Русское искусство регулярно представляют дома Christie's, Philips, Bukowski. “Русские торги” проводит и Sotheby's. Причем произведения наших известных соотечественников пользуются спросом.

Как дорожают имена

За последнее десятилетие мир уже привык к тому, что ни один аукционный сезон не обходится без “русской сенсации”. Однако сентябрь 2007 года удивил даже опытных аукционеров. Собрание русского искусства, принадлежащее чете Вишневская — Ростропович, было выкуплено за неслыханные деньги — 52 миллиона долларов, хотя неофициальные источники утверждают, что сумма сделки превысила 100 миллионов.

Эксперты уверены: русское искусство еще не достигло своего ценового предела. Финальные цены, в несколько раз превышающие начальную стоимость, — твердая тенденция последних лет, говорящая о том, что интерес к русской живописи возрастает год от года. Бум на рынке русского искусства только начинается, и то, что сегодня стоит сотни тысяч, завтра уйдет за миллионы. Этот вывод подтверждают результаты недавно прошедших торгов на Stockholms Аuctionsverk. Достаточно беглого взгляда на результаты продаж, чтобы убедиться: русское искусство действительно дорожает на глазах. К примеру, “Осенний пейзаж” Юлия Клевера был продан за 175 тысяч долларов при начальной цене в 43 тысячи. Самыми дорогими лотами традиционно стали работы Айвазовского. Это небольшой холст “Корабли у Ялтинского берега”: эстимейт (предварительная стоимость товара) — 190 тысяч, продажа — 680 тысяч долларов и картина “Поэты-классики Древней Греции у воды под Луной” (продана за 1 миллион при эстимейте 400 тысяч зеленых). А самым заметным лотом был портрет Левитана кисти Поленова. Работа из частной коллекции Шмаровина, долгое время считавшаяся утраченной, обнаружилась в Англии. Это великолепный портрет, имеющий историческое и музейное значение. Кроме экспертного заключения, к портрету прилагается его репродукция, напечатанная в дореволюционном издании. Правда, сумма сделки ненамного превысила начальную цену (продан за 500 тысяч при начальной цене в 320 тысяч долларов), но картина, без сомнения, имеет большой ценовой потенциал; возможно, уже через год портрет будет стоить дороже в два или в три раза.

Кризис — не помеха?

Несмотря на финансовые и экономические катаклизмы, происходящие в мире, крупнейшие аукционные дома готовятся открыть новый сезон. К осенним аукционам в Нью-Йорке дома “Сотбис” (Sotheby’s) и “Кристис” (Christie’s) подошли с внушительными коллекциями. В каталогах — Малевич, Дега, Френсис Бэкон и Кандинский, десятки других известных мастеров. Но в условиях финансового кризиса даже работы столь именитых художников могут оказаться невостребованными. Эксперты не исключают, что в этом году желающих заплатить несколько десятков миллионов долларов за картину будет меньше, чем обычно.

В Нью-Йорке пока еще идут предаукционные показы, но уже разгорелся скандал. С аукциона “Сотбис” снят один из главных лотов — картина Пабло Пикассо “Арлекин”. Ее ориентировочную стоимость определили в 30 миллионов долларов, но за неделю до торгов владельцы отказались продавать полотно, опасаясь, что из-за кризиса картина может уйти дешевле.

Мировые финансовые неурядицы отразились и на “Кристис”. Картины для осенних продаж аукционный дом искал еще в мае, когда цены росли. Сейчас условия изменились, ценники пришлось корректировать. Владельцев специально обзванивали, уточняя минимальную стоимость. “Мы окружены настоящими шедеврами, — отмечает Бретт Горви, глава отдела современного искусства аукционного дома “Кристис”. — Их выставили на аукцион, потому что ждали — рынок будет на подъеме. Так что с точки зрения покупателей сейчас есть возможность купить уникальные полотна по более выгодной цене”.

Главными лотами “Кристис” выставляет полотно Френсиса Бэкона “Эскиз к автопортрету” (40 миллионов долларов) и Василия Кандинского — “Эскиз к импровизации № 3” за 20 миллионов. Картина русского художника, написанная в 1910 году, все время находилась в частной коллекции и еще ни разу не выставлялась на продажу. В “Кристис” надеются, что, несмотря на кризис, ее стоимость побьет все предыдущие рекорды на полотна художника. Самая яркая звезда нынешних торгов “Сотбис” — картина Казимира Малевича “Супрематическая композиция”. Одно из главных произведений русского авангарда оценили в 60 миллионов долларов. Эксперты уверены: как раз сейчас интерес к аукционам повысился. Деньги или акции могут обесцениться, а хорошее искусство всегда стоит дорого.

Врезка

Аукционы от лат. auctio — продажа с публичного торга, способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в том числе произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинниками. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится предложивший наибольшую цену.