Дивногорский скит - приют для монахов и живописцев
  • Знаменский скит в Дивногорске - приют для монахов и живописцев

  • “Белая лебедь” в сибирской тайге
  • Главная » Общество
  • 23 сентября 2020 г. 12:55

Место, где расположился современный Дивногорск, человек избрал для поселения многие тысячи лет назад. Археологи нашли в этом районе несколько стоянок древнего человека. Самая значимая из них — палеолитическая стоянка Лиственка на юго-западной окраине Дивногорска, по правому берегу Заречной Листвянки, в 600 метрах выше впадения ее в Енисей. Уникальность стоянки в том, что на одной 40-метровой террасе зафиксировано 19 культурных слоев. Установлено, что наиболее древнему культурному слою 16300 лет, а время непрерывного проживания древнего человека на этом месте — шесть тысяч лет.

К началу ХVII века, когда русские казаки пришли покорять енисейские земли, места эти были безлюдными и дикими. По одной из легенд, сюда приплыли струги казаков Андрея Дубенского, когда заготавливали лес для строительства Красноярского острога. Во второй половине ХVII века в устье реки Овсянки (или Фокиной речки) был поставлен небольшой острожек, где несли службу семь казаков. Люди семейные, казаки вынуждены были возделывать окрестные земли, чтобы прокормить семьи. Сеяли рожь, пшеницу, овес и гречиху-курлык. Впоследствии казаков записали в “государевых крестьян”, и Овсянка стала небольшой деревней.

В середине ХIХ века Енисейский край охватила “золотая лихорадка”. Нашли золото и у Дивных гор. Самым удачливым оказался золотопромышленник Полуянов. На приисках речек Осиновой и Бирюсы он намывал до шестнадцати пудов золота в год. На Трех-Святительском прииске Полуянов использовал технику, специальную машину, выписанную из Австралии. Это было так необычно для Сибири, что в 1878 году первый японский вице-адмирал Эномото Такэаки, проезжая через Красноярск, специально завернул на прииск Полуянова ознакомиться с работой машины. Но к концу века запасы золота исчерпались, хотя старатели-одиночки еще долго искали в этих местах по берегам горных рек свое Эльдорадо.

Лучшую долю искали на этой земле и те, кто нуждался в богатствах духовных, — отшельники, бежавшие от мира. Среди них был иеромонах Филарет, в 1888 году основавший Знаменский Скит. Сведения о его жизни скудны. В миру его звали Федором Васильевым. Крестьянский сын, он стал военным и дослужился до звания унтер-офицера. 6 марта 1879 года Федор Васильев, выйдя в отставку в возрасте 38 лет, по увольнению из военной службы, согласно прошению и распоряжению Енисейского Епархиального начальства, принят в духовное ведомство и зачислен в число братства Красноярского Успенского монастыря. При постриге он получил имя Филарет.

Духовная карьера Филарета оказалась удачной. Через два года после пострига он рукоположен в иеромонахи (монах-священник), затем назначается духовником, казначеем, управляющим, а в 1887 году наместником монастыря. Но Филарет искал не чинов, а душевного покоя, тишины. С 1883 года он начал добиваться выделения земли в таежной глуши для строительства уединенного скита. Епархиальные власти хотели устроить скит в верховьях реки Мана, но Филарет выбрал земли, где сейчас стоит Дивногорск. Его сил хватило на то, чтобы убедить высшее духовное и гражданское начальство в правильности своего выбора. Сумел он найти и необходимые средства. Скит — жилище отшельника, место уединения — при Филарете превратился в процветающий монастырь.

19 августа 1888 года на берегу ручья, впадающего в Енисей (названного позже Филаретовым ручьем), в таежной глуши на правобережье заложили церковь, ставшую первым зданием мужского монастыря. Церковь была освящена в 1891 году епископом Енисейским Тихоном. Ее назвали Знаменской в честь чудотворной иконы Знамения Абалакской Божией Матери.

К следующему лету двухэтажная церковь, рубленная из лиственничных бревен, была построена. По названию церкви получило свое имя и жилище монахов: Знаменский Скит. “Белая лебедь” — так называли церковь пассажиры, проплывавшие мимо, и жители окрестных деревень. К 1904 году скит был застроен. Филарет сумел привлечь внимание к своему детищу известных в Сибири людей.

Вначале в скиту было шесть монахов. В 1909 году — уже 50, не считая многочисленных богомольцев, приезжавших отовсюду поклониться чудотворной иконе. Под руководством Филарета монахи занимались самой разнообразной хозяйственной деятельностью — при ските выросли небольшие заводики: кирпичный, смологонный, свечной. Действовали столярная, кузнечная, сапожная и портновская мастерские, пекарня. Пасека на 40 ульев и арендуемый под Туруханском рыболовецкий участок приносили монастырю существенный доход. Этому способствовали бойкая торговля продуктами деятельности монастыря, которую вели монахи на пристани. К началу ХХ века Знаменский Скит стал одним из авторитетных духовных центров края.

Знаменский мужской монастырь был широко известен среди православных не только своими благочестивыми деяниями, но и святыней — иконой Знамения Абалакской Божией Матери. Монахи совершали с нею крестные ходы по деревням и селам Красноярского, Минусинского, Канского уездов. Скит получил широкую известность своей христианской святостью, поэтому сюда стекались богомольцы из многих епархий России, прибывали православные из-за рубежа. За год в скиту бывало по шесть тысяч богомольцев.

В 1909 году игумен Филарет покинул Скит, унося с собой дух истинной веры и благочестивого жития, благодаря которым так высоко вознесся Знаменский мужской монастырь. Материальное наследие скита в течение восьми-девяти лет после ухода Филарета держалось на прежнем уровне. Монастырь жил безбедно и являлся одним из самых богатых в Сибири.

Но наступили новые времена: Россия вступила в период революции и гражданской войны. Настали для Знаменского Скита трудные, а потом и черные дни. Сначала Скит оскудел численно, так как прекратился приток послушников, а наемные рабочие и крестьяне покинули его пределы.

В конце 1919 года на территории Енисейской губернии начались боевые действия. Весной 1920 года монастырь закрыли, часть монахов забрали в губернский комиссариат, судьба других неизвестна. Уцелел от всей братии только монах Серафим, живший отшельником в отдалении от основных монастырских помещений. Он прожил там вплоть до 30-х годов.

В мае 1920 года постройки монастыря передали детскому дому, переименованному в 1921 году в детский трудовой городок № 2. Затем в бывшем скиту располагались учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство Красноярского лесотехнического техникума. В конце 40-х годов в устье Заречной Листвянки был организован лагерь для заключенных — один из исправительных пунктов Краслага. В 50-е годы Норильский комбинат построил в здешних местах пионерский лагерь “Южный” для летнего отдыха детей своих работников. Корпуса пионерлагеря были двухэтажными и располагались подковой.

Несколько домов близ Филаретова ручья да несколько близ устья Заречной Листвянки — таким предстал скит в ноябре 1954 года геодезическому отряду, который прибыл для изыскательских работ в районе Шумихинского створа.

Здание Знаменского Скита — одного из духовных центров Енисейской губернии, сохранилось и до сегодняшнего дня, сейчас там размещаются мастерские дивногорских художников. Один из них — Владимир Федоров — “живет” здесь около двадцати лет. Его мастерская находится в особом красном месте — раньше здесь располагался алтарь. Сегодня здесь пишет свои полотна дивногорский художник. Говорит, что бывший мужской монастырь место особое — располагает к творчеству. Художники своим пристанищем дорожат, да и зданию, по всей видимости, повезло с нынешними хозяевами. Живописцы хотя народ и небогатый, но стараются следить за старинной постройкой — по мере необходимости латают Филаретовский скит. О реставрации этого уникального памятника культурного наследия речи пока никто не ведет. Да и трудно это будет сделать — здание уже частично перестроено, лишилось куполов… Не сносят и устраивают в нем общежитие или овощехранилище — и на том спасибо.