Единственный ребёнок или большая семья: плюсы и минусы
  • Единственный ребёнок или большая семья: плюсы и минусы

  • У него сестренки нет, у него братишки нет Демографический кризис отобрал у школьников игры Единственный ребёнок или большая семья: плюсы и минусы
  • Главная » Семья
  • 27 апреля 2020 г. 11:10
  • Короткая ссылка: Aslyd

Недавно я выпустила своего семилетнего ребенка впервые гулять во двор самостоятельно. Через двадцать минут он уже подрался. Правда, оказался не в числе победителей. Он человечек неагрессивный, и кроме того, соперником был мальчик на два года старше. Прибежал ребенок домой в расстроенных чувствах, со слезами и стал вспоминать какие-то приемы дзюдо, чтобы позже навалять недругу.

Мне же немедленно хотелось выскочить на улицу и “ответить” злобному пацану, который почему-то не поверил моему чаду, что тот умеет играть на аккордеоне, и стал дразнить его. Только умоляющий вопль сына: “Мама, не надо, не ходи!” и усилие воли, подкрепленное здравой мыслью, что мое вмешательство может усугубить положение, прикрепив ребенку еще и ярлык маменького сынка, остановили меня.

Инцидент в очередной раз навел на грустную мысль, что ребенок растет и совсем скоро ему придется общаться с этим миром один на один, не прибегая к помощи родителей. Ему самому нужно будет выстраивать социальные связи, учиться искать друзей и отбивать атаки врагов.

Честно говоря, когда сын пошел в первый класс, больше всего меня беспокоило не то, как он будет учиться, а как найдет общий язык в новом коллективе со сверстниками. Детский сад в этом плане был настоящим испытанием для ребенка, который за три года так и не смог найти там верных друзей. Кто в этом виноват, сказать точно не могу. Может быть, гены — сама не страдаю излишней коммуникабельностью, а говорят, что общительный нрав передается по наследству. Друзей и приятелей у меня всегда имелось немного. Правда, дружеские связи были крепкими и долгими. В школе у меня было всего две подружки, с которыми мы тесно общались с первого по десятый класс, пока жизнь не развела по разным городам.

Знаю по себе, что детская компания очень жестокое сообщество. Маленький человек, неспособный вписаться в группу, не просто безжалостно изгоняется, но и постоянно подвергается нападкам со стороны сверстников. При этом в сложившейся ситуации изгой часто не виноват — в детском обществе работает не совсем ясный механизм взаимных симпатий и антипатий. Сказать, почему одни дети легко принимаются в компанию, а другие нет, не всегда возможно. Бывают случаи, когда ребенка отвергают сверстники просто потому, что выглядит не как все. Высокие или очень маленькие, полные или слишком худые зачастую испытывают социальное отвержение по одной-единственной и, казалось бы, пустячной причине — из-за внешности. Закон детских джунглей гласит: будь такой, как все, особо не выделяйся. У моей подруги Ларисы сын за детство поменял пять школ. При этом они никуда не переезжали, жили в одном и том же доме. Причина кочевой школьной жизни была одна — нигде он не мог найти общий язык с одноклассниками. Хотя парень был довольно интеллектуально развит, знаниями в некоторых областях опережал сверстников, внешне симпатичный, тем не менее отношения не складывались. Из-за постоянных конфликтов он чуть не бросил школу. Мать с облегчением вздохнула, когда сын получил аттестат. Сейчас у него все хорошо: учится в университете, имеет кучу друзей и подруг, увлекается военно-исторической реконструкцией, дома его почти никогда не бывает. Лариса до сих пор недоумевает: чем же ее ребенок в детстве отличался от других, что его категорически не принимали в компанию сверстников?

Специалисты отмечают, что ребенка надо учить общаться с себе подобными чуть ли не с пеленок. Учительница моего сына, педагог с огромным стажем, говорит, что сегодня дети в отличие от поколения своих родителей практически разучились общаться, их контакты непостоянны и неконструктивны. Младшие школьники как будто разучились играть вместе. Такие веселые коллективные игры, как прятки или казаки-разбойники, сегодня не выходят в топ-список забав подрастающего поколения. Главной причиной сложившейся ситуации психологи называют низкую рождаемость: сегодня в семьях, как правило, воспитывается один ребенок, так что большинство детей растут без братьев и сестер. Общение со старшими не может заменить близкородственных детских контактов. Единственный малыш в семье, как правило, неспособен за пределами дома легко выстроить отношения с другими детьми. Когда ребенок не умеет “говорить” со сверстниками на их языке, он, естественно, отторгается ими.

Но как бы ни было сложно маленькому человеку в коллективе, ограждать его от общения со сверстниками нельзя. Ребенку это необходимо. Ведь детский опыт обязательно скажется на его жизни в будущем. И если появляется проблема, лучше всего не запускать ее, а обратиться за консультацией к специалистам. Квалифицированный психолог способен разобраться в ситуации и помочь ребенку найти общий язык со сверстниками. И подсказать родителям, как вести себя при возникновении у их чада трудностей в общении с другими детьми.

…Несмотря на мои опасения, товарищи в школе у сына все-таки появились. И я послушно целый год по его просьбе каждое утро заворачивала пять бутербродов, чтобы он в школе смог поделиться с друзьями.