Как вернуть ненужные новогодние подарки
  • Как вернуть ненужные новогодние подарки

  • Куда девать вторую микроволновку?
  • Главная » Потребитель
  • 13 декабря 2019 г. 22:45

Дарить подарки, безусловно, — одна из самых приятных традиций новогодних и рождественских праздников. Вот только далеко не все дары приходятся их получателям по вкусу. Естественно, мелкие сувениры, свечки и другие незначительные презенты — не в счёт. Обидно, когда близкие промахиваются, преподнося куда более серьёзные и дорогие вещи, которые не подходят по размеру, цвету, составу или, как выясняется, вовсе не нужны.

В США и некоторых странах Европы первые недели после Нового года называют “днями ненужных подарков”: толпы людей спешат в магазины возвращать полученные дары. Действительно, что делать со второй микроволновкой, третьим утюгом, десятком колючих свитеров нелюбимых цветов или огромной деревянной статуей?

Такая возможность предусмотрена и в российском законодательстве, но лишь в течение двух календарных недель со дня покупки в магазине и в течение недели, если товар приобретали через Интернет или телемагазин. При этом возвращаемый подарок должен быть товарного вида, сохранить свои потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки.

Теоретически сделать это несложно. Можно вернуть подарок и без ведома дарителя — в преамбуле Федерального закона “О защите прав потребителей” потребителем называют в том числе и пользующегося товаром. Даже отсутствие чека, который не принято у нас прилагать к подарку, не слишком помешает, если есть свидетели покупки. Но в спорной ситуации потребителю нужно оставить письменную претензию в магазине. И её всё-таки стоит писать человеку, совершавшему покупку.

Возвращать товар нужно именно в тот магазин, где его брали, товар из другой торговой точки (пусть и той же фирмы) вернуть можно только по разрешению руководства. К слову, в таком щепетильном деле, как возврат подарков, очень многое зависит от политики фирмы. Так, “бутиковые” товары обменять намного легче. Часто руководство таких магазинов идёт навстречу покупателям и возвращает деньги даже после того, как истекли положенные две недели (особенно, если подарок не распакован), охотно меняют товар на аналогичный, но другого цвета. А вот продавцы более “массовых” товаров таких вольностей недовольным получателям подарков не позволяют.

Двоякое отношение к возвратам — у продавцов сувенирной продукции. Статуэтки, вазы или настенные панно нейтральной тематики принимают обратно без каких-то проблем, чек на авторские работы спрашивают редко. А вот новогодние поделки — со скрипом. Сами продавцы таких магазинов признаются — при возврате сезонных сувениров они стараются использовать все лазейки для отказа.

Продавцы магазинов посуды принимают бьющийся товар только в целой фабричной упаковке и особенно тщательно осматривают: малейшая царапина на одной из чашек станет причиной отказа возврата всего чайного сервиза.

Свои особенности возврата — у подаренной техники. Её принимают только согласно положениям закона о защите прав потребителей. Дело в том, что значительная часть этой продукции подходит сразу под два исключения: “Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену” и “Перечень технически сложных товаров”. Подарки из этих списков можно вернуть только при наличии брака. Причём товары из второго списка с незначительными повреждениями — только в течение двух недель после покупки.

Ещё один скользкий момент: возврат подарков, которые самому дарителю достались в виде “бонуса”. В предновогоднюю неделю рекламные буклеты нередко пестрят предложениями типа “покупаете холодильник — микроволновка в подарок”. Если под новогодней ёлкой вас ожидала именно эта микроволновка — вернуть её не получится. Как и обменять. И даже отремонтировать во время гарантийного срока — его у таких товаров просто нет. Они находятся вне зоны действия потребительского законодательства: в чеке такой товар не указывается, следовательно, никаких договорных отношений по поводу него у покупателя с продавцом нет. В крайнем случае этот “довесок” можно обменять вместе с основной покупкой, однако это — добрая воля магазина.

Но что делать, если вы не успели вернуть подарок или по какой-то причине не смогли этого сделать? Сейчас легче всего избавиться от ненужных утюгов, подсвечников и свитеров можно с помощью комиссионных магазинов, особенно в Интернете: на многих сайтах уже появились “постновогодние” разделы, где можно продать такой подарок или поменяться на что-то интересное для вас. К слову, не сумевшие избавиться от неудачных подарков американцы предпочитают устраивать такие аукционы у себя дома ещё и как повод собрать у себя большую компанию.