Дисконтные карты магазинов: мифы и правда
  • Дисконтные карты магазинов: мифы и правда

  • Дисконт здесь больше не живет
  • Главная » Потребитель
  • 29 мая 2020 г. 23:35

Дисконт здесь больше не живет

“Как же так? — негодуя вопрошала подруга, нервно теребя в руке пластиковую карточку. — Мы честно зарабатывали скидку, и вот когда она достигла заветных 10 процентов и я решила порадовать мужа новым компьютером, мне сказали, что система дисконтных карт в магазине больше не действует”. И это не единственный пример. В последнее время такие случаи участились. Неужели все, что нажито усердным шопингом, пропало?

На систему скидок успели подсесть многие — кошельки трещат по швам от скопившихся пластиковых бонусов. Дисконтные карточки сейчас предлагают в супермаркетах, спортклубах, бутиках, кафе и ресторанах. Но никто и не ожидал, что пойдет обратная волна…

Сейчас сразу несколько крупных торговых сетей, представительство которых есть и в нашем городе, заявили, что их дисконтные карточки больше не действуют. Везде уверяют, что меры вынужденные. Ссылаясь на пресловутый кризис, продавцы то и дело завышают цены, да еще и отменяют скидки…

Пластиковый знак согласия

Далеко не все владельцы дисконтных карт толком представляют себе, что это такое. То есть все мы знаем, что благодаря этому кусочку пластика мы можем получить скидку во множестве мест, но на каких условиях заведения предоставляют ее и на каком основании вдруг отказывают — для большинства из нас остается загадкой.

Получить дисконтную карту несложно. В каких-то магазинах дают ее сразу после покупки, особенно крупной. В других — менеджер торгового зала любезно предложит вам купить дисконт. Наконец, ряд заведений предлагает заполнить нехитрую анкету и получить карточку сразу — этакая щедрость для пробуждения покупательской способности. В любом случае следует помнить, что карточка — фактическое свидетельство, подтверждающее заключение договора между продавцом и покупателем. Однако договор этот весьма условный.

“Согласно ему, продавец предлагает покупателю скидки на свои товары или услуги, — пояснил юрист Аркадий Рамазанов. — При этом покупатель зачастую не подписывает никакой бумаги. И если он просто взял у менеджера торговой сети карточку, это означает, что между потребителем и магазином в устной форме заключен договор о дисконтном обслуживании”.

Дисконт — дело добровольное

Конечно, Гражданский кодекс не позволяет ни одной из сторон разрывать договор в одностороннем порядке, то есть отказывать клиенту в обещанной скидке. Но при одной существенной оговорке: если возможность одностороннего прекращения исполнения обязанностей не описана в самом договоре. И вот тут сокрыта самая большая опасность для невнимательных любителей скидок! Условия, по которым компании предоставляют дисконты, эти компании сами же и придумывают. И при всем разнообразии этих условий — размеры минимальных сумм покупок, при которых скидки предоставляются, время суток, когда они действуют, ассортимент товаров, которые можно купить дешевле, — практически все компании оставляют за собой право отменить или изменить всю программу или ее часть. А это значит, что в любой момент ваша карточка может оказаться недействительной. И поделать с этим уже ничего нельзя: взяв карточку, вы тем самым приняли все особенности договора. К сожалению, подавляющее большинство дисконтных карт распространяется именно на таких условиях.

— Дисконтные карты — не более чем рекламный ход. В законе о защите прав потребителя ничего о них не говорится, поэтому и отмену действия этих карт нельзя считать неправомерной. Товар должен отпускаться по цене, указанной на ценнике, — говорит Михаил Шевцов, председатель Красноярского общества защиты прав потребителей. — А разного рода скидки — это уловки для покупателя, к ним надо относиться с осторожностью. Бывает, что стоимость товара увеличат вдвое, а покупателю предложат дисконтную карту с трехпроцентной скидкой, и он рад.

Последнее предупреждение

Итак, компания, выдавшая (или продавшая) вам карточку, готова в любой момент отказаться от предоставления скидок по вашей карте. И вы, взяв “пластик”, согласились на это. В тексте договора на дисконтное обслуживание, как правило, есть такая строчка: “Компания оставляет за собой право отменить или изменить всю программу или ее часть в любое время”.

В идеале после этого пункта должно следовать обещание, что компания предупредит вас о прекращении действия карты заранее, и вы успеете напоследок воспользоваться ею. Причем предупредить может разными способами: телефонным звонком, письмом, электронной почтой, объявлением в газете или в самом магазине. Но чаще всего в договоре указано, что прекращение дисконтных программ проходит без уведомления клиента. Конечно, если карта бесплатная или стоит копейки, то это нестрашно: ее “обесценивание” будет не столь болезненным. Однако у многих магазинов “пластик” выдается в обмен на рубли, а если карта накопительная, то на ней к моменту прекращения ее действия может остаться не одна тысяча. Но когда в условиях предоставления скидок предусмотрена возможность их отмены безо всякого предупреждения, законных способов вернуть себе право на дисконт не существует.

Помните: если вы согласились получить или купить карточку, ограничившись только информацией о размере скидки, то договор считается заключенным, даже несмотря на то, что об остальных особенностях дисконта вы не удосужились узнать. “Поэтому лучше брать карты тех компаний, которые могут предложить вам условия предоставления скидок в письменном виде”, — советует юрист.