Приучать к литературе можно с младенчества
  • Приучать к литературе можно с младенчества

  • Кто у книги конкурент?
  • Главная » Семья
  • 9 ноября 2019 г. 10:43

Лишь в каждой десятой российской семье родители регулярно читают книги с детьми. Такие данные были озвучены экспертами еще в 2007 году, объявленным Годом чтения. Тогда же выяснилось, что каждый третий россиянин практически не читает книг, а литература перестала быть одним из любимых предметов школьников.

Ум сердца

В редком доме сейчас еще сохраняются традиции семейного чтения. Многие представляют себе этот процесс примерно так: папа с газетой, мама с детективом или журналом, а ребенок у телевизора. Однако традиции семейных вечеров предполагают чтение именно вслух интересной всем поколениям книги, ее горячее обсуждение и даже чтение по ролям. Это в идеале. А пока власти, педагоги и просто читатели-энтузиасты намерены вновь возродить хотя бы просто интерес к хорошей книге.

В рамках мероприятий, посвященных Году семьи, в Красноярске проходит акция “Читающая семья”. Инициаторами ее проведения выступило главное управление образования администрации города.

Акция проводится в три этапа. На первом — в школах и библиотеках города пройдут выставки книжных новинок, читательские уроки, тематические родительские собрания. В апреле, во время второго этапа, в районах пройдут конкурсы-викторины, интеллектуальные игры, дискуссии. Тогда же и определятся самые читающие семьи в районах. А вот третий этап акции уже определит семь самых активных семей города, интересующихся книгами.

Будущего читателя необходимо воспитывать, уверены педагоги и библиотекари. И ответственность за воспитание лежит как на образовательных учреждениях, так и на семье.

— Лев Толстой в романе “Война и мир” говорил о гармонии “ума и сердца”, — рассказывает Ирина Лютикова, заместитель начальника главного управления администрации города. — Точные науки “ум в порядок приводят”, а литература, искусство “приводят в порядок” сердце. Хорошая книга возбуждает эмоции, формирует чувства, заставляет сопереживать. Ценность чтения все прекрасно понимают и, тем не менее, нередко отдают предпочтение просмотру телевизора. Однако отказ от чтения книг ограничивает развитие воображения, лишает человека возможности пережить богатую гамму чувств.

Поэзия вместо рекламы

У книги сейчас сильных конкурентов достаточно. Компьютер и телевизор стали главными способами проведения досуга для большинства детей. Просмотр фильма, пусть даже экранизации классического произведения, для нашего мозга — процесс пассивный. Усиленной работы для восприятия и интерпретации информации здесь не требуется. Для того чтобы воспринять самый простой текст, человек должен концентрировать силы, подключать весь свой опыт — визуальный, культурный, лингвистический. Поэтому так важно с малышом именно читать вслух, а не усаживать кроху перед телевизором. Ведь читая, к примеру, сказку, ребенок в своем сознании сам рисует себе картинку и раскрашивает ее, создает движение, динамику сюжета, ассоциативные ряды. А в мультфильме малышу дается уже кем-то обработанная информация, за ребенка уже все домыслено и подано в готовом виде. По той же причине не рекомендуется заменять книги телевизором и взрослым.

— Чтение книг — это не только способ проведения досуга или поиск конкретных знаний, через литературу формируется наше сознание, жизненные ценности, убеждения, — говорит Ирина Лютикова. — Для каждого возраста, для каждого жизненного этапа, события у человека существует своя книга. В разных эмоциональных состояниях вы можете предпочитать разных авторов. А интерес к той или иной книге порой зависит даже от времени суток. Помню, в подростковом возрасте моей любимой книгой был роман “Приваловские миллионы” Мамина-Сибиряка. Не знаю почему. Но я могла перечитывать ее постоянно. Видимо, тогда это произведение вызывало во мне какие-то особенные эмоции. Став взрослым человеком, я попыталась прочитать эту книгу вновь, но она была уже мне не так интересна.

Малышей, которые бы не интересовались чтением, наверное, нет. Любимые книжки дошколята, даже еще не знающие букв, помнят наизусть. Дети вообще замечательно усваивают аудиоинформацию. Понаблюдайте за своим чадом — наверняка ребенок четко и с энтузиазмом декламирует рекламные стихи, слоганы, все, что рифмуется и каждый день вбивается в головы. Почему бы не заменить их детской поэзией.

— Моей внучке два с половиной года, и я вижу потребность ребенка знакомиться с чем-то новым, необычным, — рассказывает Ирина Васильевна. — Ребенок, еще не умеющий читать, берет свою детскую книжку и тащит ее родителям. Малыш листает странички, пытается что-то по-своему прочесть, и нам, взрослым, важно уже на этом этапе поддержать, поощрить этот интерес.

Был бы энтузиазм

Для поддержания интереса к книге очень важно, чтобы ребенок читал литературу, соответствующую его возрасту. Но не биологическому, а психологическому.

— Способность взрослого почувствовать это появится только тогда, когда родители будут читать и общаться вместе с ребенком, — уверена Ирина Васильевна. — Мы спрашиваем: кто виноват, что дети не читают? Школа, семья? Мне кажется, эту ответственность нужно разделить. Я помню свою работу педагогом в школе. У детей уже тогда стал снижаться интерес к чтению. Потом появились краткие изложения произведений школьной программы “в помощь” детям. Чего только мы не придумывали, чтобы мотивировать ребят к чтению художественной литературы. Так, например, проводили викторины на знание деталей текста. Ребята постепенно втягивались и получали удовольствие от прочтения всего произведения. Очень важный момент — это чтение вслух. Как-то на уроке я читала детям “Муму”. Дойдя до самого пронзительного эпизода в тексте, подумала о своей собаке, которая на тот момент была тяжело больна. Я не смогла сдержать слез, стало очень неудобно перед детьми. Но когда подняла глаза, я увидела, что ребята тоже плачут. Вызвать эмоции — вот что самое главное для книги. Сегодня книжные магазины предлагают, в том числе, и низкопробную литературу, которая не имеет отклика в сердцах детей. Поэтому и читать ее ребятам неинтересно.

По словам Ирины Васильевны, с помощью правильно подобранной книги родителям можно мягко воздействовать на ребенка, корректировать его поступки, поведение. Назидания, морали обычно приводят к протесту. А вот если ребенку предложить нужную поучительную и при этом интересную книгу, результат будет гораздо эффективнее.

Был бы родительский энтузиазм, а интерес к чтению у ребенка можно воспитывать уже с первых месяцев рождения. Например, среди юных читателей красноярской краевой детской библиотеки есть и…шестимесячные малыши. Каких только книжек для самых маленьких уже не придумано. Сейчас есть книжки в виде мягких игрушек, кукольных театров, сумочек, кубиков Рубика, всевозможные музыкальные книжки и даже те, с которыми можно принимать ванну. Любовь к чтению изначально прививается именно через игру, уверены специалисты, а воспитание читателя — процесс длительный и кропотливый. От букварей, считалок и сказок дети постепенно переходят к более серьезной литературе, начинают увлекаться энциклопедиями. И уже насколько успешно сориентируется ребенок в громадном мире всяческой литературы, зависит как раз от взрослых.

 

Что почитать всей семьей:

Ваше подрастающее чадо наотрез отказывается читать “Кортик” и “Алые паруса”? Не факт, что книги, от которых в детстве были в восторге вы сами, найдут отклик у ваших детей. Попробуйте поискать нужную книгу среди современных авторов. То, что порекомендовали нам библиотекари, будет одинаково интересно и детям, и подросткам, и взрослым. Каждый найдет в этих произведениях что-то близкое своим собственным мыслям.

Анника Тор, “Остров в море”.

Одна из известных современных авторов для молодежи. Книга вышла в свет в 1996 году, однако в России появилась только спустя десять лет. Это история о двух еврейских сестрах в период Второй мировой войны. “Остров в море” — не роман о войне и жертвах гитлеровского режима. Это пронзительное произведение о том, каково приходится во все времена человеку любого возраста, а особенно подростку, оказавшемуся во враждебно настроенном или просто равнодушном обществе.

Турмуд Хауген, “Ночные птицы”.

В книгах этого автора два мира — фантазия и действительность, граница между детской и взрослой литературой почти стерта. “Ночные птицы” — роман, рассказывающий о реальных и воображаемых детских и взрослых страхах. Произведение получило литературные премии в Норвегии и Германии, рекомендовано ассоциациями психологов и переведено на 20 языков.

Валерий Воскобойников, “Все будет в порядке”.

Эта книга о приключениях, радостях и печалях современных школьников. Тема неравенства, добра и зла, разных жизненных ценностей десятилетних мальчишек решается просто, ясно и правдиво.

Николай Назаркин, “Изумрудная рыбка”.

Автор когда-то сам был маленьким пациентом детской больницы. Как живут и общаются ребята, большую часть времени проводящие в больничных палатах? В сборнике рассказов нет никакого пессимизма, физиологичности, трагизма. Герои Назаркина учат читателей дружить и радоваться жизни.