Раннее интеллектуальное развитие ребенка
  • Раннее интеллектуальное развитие ребенка

  • Счастливое детство дороже гениальности
  • Главная » Семья
  • 18 февраля 2020 г. 14:03

Математика для грудничка, английский с пелёнок, система Монтессори, методика Домана… Стоит только малышу появиться на свет, как из него тут же норовят вырастить вундеркинда. В помощь родителям — развивающие игрушки, обучающие книжки и всевозможные курсы для самых маленьких. “Вы уже ходите на какие-нибудь занятия?” — то и дело спрашивают меня бывалые мамочки. “Нет”, — отвечаю я без тени смущения. Уверена: пока я и сама способна дать сыну многое.

Вопрос раннего развития детей для меня спорный. С одной стороны, я понимаю родителей, которые спешат обучить своё чадо чему-то новому. Это, безусловно, повод для гордости. До рождения сына я и сама думала, что буду подвергать своих детей каким-нибудь образовательным “экспериментам”. Однако, став мамой, пересмотрела свою позицию. Это вовсе не означает, что мой ребёнок растёт как трава. Его развитию уделяется немало внимания, но я не жду от сына, чтобы он во что бы то ни стало заговорил, прежде чем научится ходить. Всё хорошо в меру. В этом я убеждена однозначно.

…Моя знакомая поставила перед собой цель: к году её дочь должна не просто заговорить, а знать стихи и детские песенки. Вооружившись терпением и многочисленными пособиями, мама упорно добивалась своего. На первом дне рождения её дочь торжественно зачитала четверостишие, покорив гостей. Сейчас девочке пять лет, и она ничем не выделяется среди сверстников. Её звёздный час остался далеко в прошлом. И только родители время от времени включают видеозапись с праздничным выступлением дочки и любуются им. Мама объяснила своё желание обучить дочь ранним навыкам речи тем, что сама она слишком поздно заговорила, и решила, что ребёнок должен исправить эту “ошибку” прошлого.

Удовлетворять собственные амбиции за счёт детей также глупо, как и ставить перед ними какие-либо задачи и злиться, если они вдруг не будут выполнены. Скажем, зачем малышу к году уметь считать до десяти или знать английские слова? Разве он не сможет узнать этого, когда придёт время? Иногда мне кажется, что родительство просто насквозь пронизано духом соперничества: “Мой малыш разговаривает с десяти месяцев”, “А моя дочь нарисовала цветочек, когда ей было всего девять”, “А моя знакома с нотной грамотой”… Каждый родитель убеждён, что его малыш самый лучший и талантливый и непременно хочет похвастать этим. Вот только приз за это никто не даст, а потерять при этом можно многое. Бесконечное посещение занятий, пичканье малыша информацией, маниакальное желание воспитать в нём лидера и вундеркинда могут попросту лишить ребёнка детства, а родителей — радости воспитания.

На семейном совете мы решили, что пока наш сын будет получать развитие — физическое и умственное — дома. Массаж, динамическая гимнастика, водные процедуры, чтение, пение и игры — мы стараемся дать ему всего понемногу. При этом не стремимся сделать из него гения. Конечно, можно начать обучать его английским словам или нотам, но мы посчитали, что гораздо важнее учить ребёнка любви и доброте. Пусть он видит, что его любят, уделяют ему внимание, считаются с его интересами, в конце концов, а не дрессируют в угоду собственным прихотям. Когда малышу полгода, едва ли ему необходимо общение в коллективе, к тому же родная мама может провести занятие не хуже любого педагога. И только мама знает, чем заинтересовать собственного ребёнка.

Мой сынок довольно любопытен, и я стараюсь не губить в нём этого. Всевозможные опасности в виде лекарств и электроприборов убрали с детских глаз долой. Запретов почти никаких, но предупреждений много. Вот подполз к системному блоку, оборачивается. Мы не кричим ему “нельзя!”, а идём показывать незнакомый предмет. Хочет потрогать собственную пищу — пожалуйста. Каждый день видеть, ощущать, пробовать на зубок что-то новое — это и есть развитие. А ругать ребёнка за грязную одежду или разрисованные обои — последнее дело. Сейчас наша задача — познакомить малыша с окружающим миром и показать, что всё это — в его распоряжении. Конечно, у нас уже есть несколько табу, не касающихся его собственной безопасности. Например, мы не позволяем малышу рвать книги. Но при этом мы объясняем, почему этого делать нельзя и подсовываем на растерзание листок бумаги.

Думаю, что уже сейчас можно учить малыша аккуратности и хорошим манерам. Перед едой моем ручки, кушаем безо всяких телевизоров и игр, грязную одежду незамедлительно снимаем… Быть может, это слишком педантично, но уж точно небесполезно в будущем, когда приучать ребёнка к этому будет уже поздно.

Кем станет мой мальчик? Сколько языков выучит? Будет ли писать картины или играть на гитаре? Покажет время и проявленные таланты. А пока пусть он будет здоров и счастлив.