Из истории новогодних украшений
  • Из истории новогодних украшений

  • Откуда взялся елочный шарик?
  • Главная » Потребитель
  • 22 ноября 2019 г. 2:13
  • Короткая ссылка: qfh4i

Поначалу “рождественские деревья” украшали по особым каноническим правилам. Верхушку елки венчала “Вифлеемская звезда”, яблоки олицетворяли тот запретный плод, который вкусили прародители Адам и Ева. Горящие свечи — суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье напоминали о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия.

Съедобные игрушки

Таким образом, сначала елочные украшения были только съедобными, но начиная с XXVII века стали изготавливаться и более долговечные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги возникали елочные феи, изящные звездочки, бабочки и забавные фигурки зверей, а из скрученных оловянных проволочек делали мишуру (есть легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй фее: якобы волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила их детям). Модными украшениями для лесной красавицы в то время считались и зажженные свечи, которые крепились на ветках при помощи тонкой проволоки — увы, от их тепла быстро таяли восковые елочные игрушки.

Когда же стали украшать елку новогодними шарами? По преданию, однажды выдался неурожай яблок. Тогда верующие пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары считаются классикой елочных украшений.

Достоверно известно, что первые елочные шарики были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии (Германия). Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.

Постепенно продажа рождественских украшений становилась прибыльным делом, и в 1867 году здесь был открыт газовый завод, ремесленники которого, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, выдували уже большие тонкостенные шары. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра — так родился знакомый сегодня всем елочный шар. Но это было только начало, ведь фантазия стеклодувов не знала предела. Вскоре они стали делать стеклянные фигурки — птичек, виноградные гроздья в керамических формах, кувшинчики, даже дудочки, в которые можно было дудеть! Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.

На протяжении десятилетий Лауша сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя елочных украшений. В 20-х годах двадцатого столетия к этому промыслу подключились чешский городок Яблонец и японцы, затем — Польша и США.

“Учинить украшения из древ”

1 сентября 7208 года от сотворения мира патриархальная Москва, как обычно, собиралась встретить Новый год — так повелось на Руси с XV века. Но в привычный осенний день празднику не суждено было состояться. Громом среди ясного неба на Красной площади глашатаи Петра I известили, что отныне и навсегда 1 сентября становится будничным днем! После же 31 декабря 7208 года, гласил царский указ, настанет Новый год — 1 января 1700 года Христианской эры, как принято в Европейских странах. (Кстати, избрание января началом года неслучайно: название этого месяца происходит от имени древнего божества Януса, одно лицо которого обращено вперед — в будущее, а другое назад — в прошлое).

Ко всеобщему смятению, 31 декабря по полуночи Петр I лично открыл празднества несусветным сумасбродством — запустил ракету. Оная, оглушив присутствующих, обдала всех искрами, копотью и пороховой вонью. Далее царь повелел хмельно гулять всю неделю, вменил в обязанность 1 января всем поздравлять друг друга с праздником и наряжать... елку! Последнее из всей крамольной затеи вызвало пущее изумление честного люда. Так впервые в России справили зимний Новый год.

Однако традиция справлять Hовый год с елкой прижилась не сразу, и на то были свои культурные и исторические причины. Например, в Сибири это произошло позже, чем где-либо, поскольку здесь жило много аборигенов-инородцев со своими вековыми устоями, а также староверов-раскольников, которые называли Петра “чертом лысым и святотатцем”, а все его новации — бесовым наваждением, да и ель издревле отождествлялась у славян с печалью и скорбью: они считали ель “деревом мертвых”, поэтому с праздником она никак не ассоциировалась. Пришлось Петру I даже издать указ о “правильном” праздновании Нового года: “По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых”.

Через много лет после царя Петра украшение елки на Рождество снова войдет в моду сначала среди придворных, а потом и остального населения страны. События эти связаны с женитьбой императора Николая I на прусской принцессе. В канун Рождества 1817 года столы в Зимнем дворце Петербурга украсили маленькими пучками еловых веток в память о сладкой для сердца принцессы родной Пруссии, где елочки с горящими свечками были традиционными. Торжество в царской семье дополнялось обычаем дарить на Рождество друг другу подарки, которые обычно вешали на елку или располагали у этой же елочки на столике.

Подарков было много, и со временем понадобились елочки покрупней: однажды в зал дворца привезли настоящую лесную красавицу, на которой легко в один раз поместились подарки для всей царской семьи. Царскую елку увидели тысячи глаз, ведь в Зимний дворец стало принято пускать на Рождество не только придворных, а всех желающих разделить с царем святой праздник (но не больше 4 000 человек).

Огни без запаха и цвета

Нововведения были подхвачены, и к концу XIX века Новый год с фейерверками и праздничными елками отмечали уже во многих российских городах центральной полосы. Спрос на новогодние игрушки привел к появлению первых “елочных” артелей. А в 1848 году в Москве открылась первая фабрика по производству огней “без цвета и запаха”, именуемых бенгальскими. Однако елочных игрушек, изготовленных в России фабричным образом, не хватало — завозились они в основном из Германии. Отечественное же производство было очень незначительным — в Петербурге и в Клину (сейчас бывает трудно определить, где именно игрушки были сделаны — в России или Германии, так как германские материалы использовались на питерской фабрике).

Наиболее популярными в то время были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические изображения: к плотной картонной основе прикреплялось личико прекрасного юного создания. Эта технология начала развиваться в Германии с середины XIX века.

Игрушки из картона, плоские и объемные, также появились на рубеже веков и тоже имеют немецкое происхождение — их называют “дрезденские”. Они представляют собой два склеенных между собой кусочка картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушка, таким образом, получается двусторонней. Она, как правило, покрывалась серебряной или цветной фольгой. Изготавливались также и объемные игрушки из картона, с глубоким тиснением.

После революции прекратился завоз игрушек из Германии, да и Елка оказалась под запретом. Высочайшее распоряжение по возврату новогодних традиций привело к расцвету производства елочных украшений в Советском Союзе в период с середины 30-х до середины 60-х годов. Игрушки делали из ваты, из папье-маше, картона (по старой “дрезденской технологии”), из проволоки, жести, дерева, фарфора, стекла.

Ватные игрушки изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Существовали специальные каркасы для человечков и животных. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани, использовались и хромолитографические изображения. Эти игрушки — фрукты и овощи, сказочные персонажи и зверушки — помещались обычно на нижних ветвях елки — дети могли их трогать и даже играть с ними.

Звездочки из проволоки

Стеклянные игрушки были в довоенном Советском Союзе относительной редкостью. Стеклодувы выдували шары через стеклянную трубочку, докрасна раскаленную на газовой горелке. Когда шар достигал искомого размера, один конец запаивали, шар охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, делали роспись и приделывали “шапочку” с петелькой. Также изготавливали Красных Шапочек, звездочетов, зайчиков, лисичек, горнистов, стратостаты, ракеты. Делали также украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — абстрактные конструкции.

В конце 30-х и в 40-е годы на заводе “Москабель” из отходов производства крутили проволочные цветочки, звездочки, корзиночки, домики. В период войны в условиях тотального дефицита штамповали, а затем раскрашивали жестяные фигурки животных. Прижились, хотя и не сразу, электрические гирлянды, производство которых также началось в сороковые годы. До этого принято было зажигать на елках свечи.

С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек-“малюток”. Этими миниатюрными игрушечками можно и сейчас украсить небольшую елочку, создав себе уют на журнальном или рабочем столе. В наборе игрушки из стекла, пластмассы, бумаги, их сюжеты соответствовали “настоящим” украшениям — это и огурцы с лимонами, и снеговики с мишками, и даже стеклярусные бусы. Со второй половины 60-х годов производство елочных игрушек стало на поток.

Подготовила Ольга СВЕТЛОВА