• Сергей Бондарчук

  • Бондарчук всегда бил в десятку. Он снялся в главной роли в фильме “Тарас Шевченко” в 1952 году и получил премию на МКФ в Карловых Варах. На родине он так понравился товарищу Сталину, что тот назвал его “истинно народным артистом”. Наутро после правительственного просмотра Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания.
  • Главная » Общество
  • 25 сентября 2019 г. 2:58
  • Короткая ссылка: mhT62

Любовь к эпопее

На съемках Бородинской битвы было занято 15 тысяч человек

Бондарчук всегда бил в десятку. Он снялся в главной роли в фильме “Тарас Шевченко” в 1952 году и получил премию на МКФ в Карловых Варах. На родине он так понравился товарищу Сталину, что тот назвал его “истинно народным артистом”. Наутро после правительственного просмотра Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания.

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области. Впервые проявить свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил сыну пойти учиться на инженера. Но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, потомка запорожских казаков будет “комедиантом”?! Не бывать этому! Однако после, наверное, тысячного отказа отец сдался: “Об одном прошу, сынок, — сказал перед отъездом, — будь актером, а не комедиантом!” Сергей пообещал...

Свою звездную карьеру корифей советского кинематографа начинал, ночуя на столе директора киностудии им. Горького. Провинциальному мальчику негде было жить в Москве. Мастером его ВГИКовского класса был Сергей Герасимов, и дипломной работой Бондарчука стала роль Валько в фильме Герасимова “Молодая гвардия” (1948).

Удачей Бондарчука стало то, что он сразу нашел свою тему. Утвердившись как мастер советского кино, Бондарчук уверенно обратился к эпическому жанру. Великая Отечественная война глубоко потрясла его. Всю свою жизнь он фактурно лепил образ сильного одухотворенного советского человека — солдата, защитника Родины. Судьба целого народа и драма отдельного человека выписаны с равной силой в его шедеврах. Его режиссерский дебют — фильм “Судьба человека” (1959) по рассказу М. Шолохова. Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Дебют принес Бондарчуку, сыгравшему в картине главную роль, Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля.

Три года (1965—1967) Бондарчук снимал свой главный фильм — “Войну и мир”. Режиссер не упустил из романа почти ничего — и снял фильм эпохальный. Он точно воспроизводит все эпизоды романа — и военные, и мирные. Но в центре монументального полотна Бондарчука — Бородинская битва. Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены советского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге соорудили Семеновскую деревню и укрепления. На сам “бой” израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. В 1967 году к ногам Бондарчука вместе с французской армией было повержено жюри Американской киноакадемии — он получил Оскара.

В 1975 году он снимает фильм “Они сражались за Родину”. Это один из самых пронзительных и откровенных фильмов о войне. Великих русских солдат в нем сыграли великие русские актеры — сам Бондарчук, Бурков, Тихонов, Никулин. Последнюю свою роль, даже не до конца им озвученную, сыграл в этом фильме Василий Шукшин.

Фильм был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем. Фильм “Они сражались за Родину” был удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и специальной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1976).

Тяга к созданию эпопей сыграла с Сергеем Бондарчуком в конце жизни злую шутку. Он стал первой российской жертвой продюсерского кинематографа. В начале 1990-х годов Бондарчук заключил с одной итальянской фирмой контракт на совместную русско-итальянскую экранизацию романа Шолохова “Тихий Дон”. К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и собрался приступать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просит денег на завершение фильма, а итальянцы за его спиной уже ведут переговоры — чуть ли не со всем миром — о прокате якобы готовой картины русского режиссера. В октябре 1994 года обескураженный Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы разрешить недоразумение, но не успел; 20 октября 1994 года он умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний фильма, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя. Эту картину три года назад довел до ума сын режиссера — Федор Бондарчук.