Смертная казнь: история, методы исполнения и ритуалы казни

Ритуалы исполнения смертной казни различны в разных странах и эпохах. Публичная казнь была обычным явлением во многих странах, включая Францию, где до 1977 года применялась гильотина. Ритуалы включали объявление приговора, предложение последней ромовой рюмки и папиросы, а также поднятие отрубленной головы для того, чтобы казнённый мог увидеть смеющуюся над ним толпу. В Испании публичная казнь была обставлена очень пышно и торжественно, включая красочное шествие и сжигание чучел осуждённых.

Сколько народов — столько и обычаев. Эта истина относится и к ритуалам исполнения смертной казни. Публичная казнь раньше была обычным явлением в разных странах. Например, 20 марта 1792 года национальная Ассамблея Франции одобрила применение гильотины. Уже через год таким образом был казнён Людовик XVI.

Долгое время казнь исполнялась только публично. В приговоре говорилось, что осуждённому отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: в последнее утро осуждённому объявляли: “Мужайтесь! Час искупления настал”, после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.

Гильотина считалась самым гуманным способом казни

Долгое время бытовало мнение, будто отрубленная голова видит происходящее на протяжении примерно десяти секунд. Именно поэтому голову казнённого человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть смеющуюся над ним толпу.

Гильотина не была отменена последующим строем ввиду чрезвычайного её удобства. Этот вид казни применялся во Франции до 1977 года. Считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем другие виды, распространённые в то время, — она обеспечивала мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача. К тому же данный вид казни применялся ко всем без исключения слоям населения, а это подчеркивало равенство граждан перед законом.

По Кодексу Наполеона осуждённому за отцеубийство либо за посягательство на жизнь и личность императора перед казнью отрубали кисть правой руки. Это положение было отменено в 1832 году, но ещё до 1958 года Уголовный кодекс во Франции предусматривал особый ритуал казни отцеубийцы: преступник должен был препровождаться к месту казни босиком, в рубашке, с чёрным покрывалом на голове.

Русский писатель Пётр Боборыкин, вспоминая о казнях в Париже второй половины XIX века, писал: “Кто живал в Париже подолгу, как я, тот знает, что это было за отвращение: публичные казни, происходившие около тюрьмы “La Coquette”. Гаже, гнуснее этого нельзя было ничего и вообразить! Тысячи народа, от светских виверов и первоклассных кокоток до отребья — сутенеров, уличных потаскушек, воров и беглых каторжников, проводили всю ночь в окрестных кабачках, пьянствовали, пели похабные песни и с рассветом устремлялись к кордону солдат, окружавшему площадку, где высились виселицы “les bois de la justice” (лес правосудия - фр.), как официально называют этот омерзительный аппарат.

Издали нельзя было хорошенько видеть, но вся эта масса чувствовала себя в восхищении только от того, что она “была на казни”, так лихо и весело провела ночь в ожидании такого пленительного зрелища”.

17 июня 1939 года в Версале на бульваре отсекли голову Евгению Вейдману, убившему семь человек. Это была последняя публичная казнь во Франции: из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной состоялась в Марселе в период правления Жискар д’Эстена. Казнённого арабского происхождения звали Хамида Джандуби.

В средневековой Испании публичная казнь — аутодафе (“дело веры”) — была обставлена очень пышно и торжественно. Ритуал аутодафе включал в себя красочное шествие, героями которого были осуждённые, одетые в специальные костюмы (сан-бенито), разукрашенные изображениями чертей и языков пламени. Впереди процессии несли чучела или нарисованные изображения тех осуждённых, которым удалось бежать или умереть до казни. Эти чучела сжигали так же, как и живых людей. В Севилье для сожжения сооружали так называемо “кемадеро”, по четырём углам которого стояли каменные статуи библейских пророков — к ним привязывали осуждённых.

Публичные казни в современном мире: где они до сих пор проводятся и как к ним относятся?

Во многих странах при возведении на эшафот (повешение, обезглавливание) или перед расстрелом били барабаны, глашатай торжественно зачитывал список преступлений и приговор. Нередко на казнях своих политических противников присутствовали монархи и высшие сановники государства.

В XX веке общественная нравственность, не доросшая до повсеместной отмены смертной казни, всё же доросла до отмены публичных ритуалов её исполнения. Но не во всех странах. В современном Китае (как и в ряде мусульманских стран Ближнего Востока) до сих пор сохраняются традиции публичных казней. Приговорённых к смерти иногда провозят на грузовиках по улицам и выставляют для всеобщего обозрения на “массовых митингах по вынесению приговоров”. Иногда людям разрешают присутствовать и при самой процедуре казни.

В Саудовской Аравии отсечение головы производится публично, и зрители могут ещё 45 минут “любоваться” кровоточащими телами казнённых.

В Иране при массовых репрессиях в 1981 году процесс суда и казни был упрощён до минимума. Так, за одну ночь с 19 на 20 июня в тюрьме Эвин судили и казнили 250 человек, участвовавших в демонстрациях против режима Хомейни и отказавшихся назвать себя.

В США смертную казнь можно считать частично публичной: за процессом могут наблюдать члены семьи как преступника, так и его жертвы, представители власти, СМИ и люди, приглашённые лично осуждённым. Время от времени в Штатах возникают споры о том, можно ли разрешить показ смертной казни по телевидению.

Американцы не рассматривают смертную казнь как нечто по своей природе исключительное, и потому нередко подходят к ней с мерками, обычными для делового восприятия мира. Правда, надо отдать должное их стремлению гуманизировать процесс подготовки к исполнению приговора. Так, пока Тед Банди, убивший свыше 30 женщин, ждал казни, специальный агент ФБР Билл Хэгмайер вместе с ним отрабатывал и заучивал текст “предсмертного слова”. Банди предоставили возможность отрепетировать и саму казнь с полным объяснением её ритуала и того, что произойдёт с ним после включения рубильника. “Мы постарались всё сделать так, чтобы ему было уютно, комфортно, обошлись с ним по-человечески”, — сказал про своего подопечного Хэгмайер.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика