Что объединяет дом Советов и библиотеку

Немногие знают, где находится объект культурного наследия регионального значения “Административное здание, 1950-е годы”. Между тем здание это известно всем красноярцам — в нём располагается государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. Построено в конце 50-х годов ХХ века. Вообще-то речь идёт о двух зданиях. В одном размещался комбинат “Красноярсклес”, в другом библиотека. В 2000-е годы большая часть помещений были предоставлены в распоряжении библиотеки.

Немногие знают, где находится объект культурного наследия регионального значения “Административное здание, 1950-е годы”. Между тем здание это известно всем красноярцам — в нём располагается государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. Построено в конце 50-х годов ХХ века. Вообще-то речь идёт о двух зданиях. В одном размещался комбинат “Красноярсклес”, в другом библиотека. В 2000-е годы большая часть помещений были предоставлены в распоряжении библиотеки.

Одним из архитекторов, авторов здания краевой научной библиотеки был Мирон Мержанов. Родился Мирон Иванович в Ростовской области в 1895 году. Его отец приходился дальним родственником знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Мержанов учился в Санкт-Петербургском институте гражданских инженеров, в Кубанском политехническом институте. Первый заметный успех к архитектору пришёл в 1929 году, когда он выиграл открытый конкурс на проектирование санатория Рабоче-крестьянской Красной Армии в Сочи. Мержанов построил его через пять лет, после чего стал личным другом наркома Климента Ворошилова, курировавшего строительство.

В 1931 году Мирон Иванович был назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР, спроектировал несколько значимых объектов, а в 1934-м и первую сталинскую дачу. Вождь высоко оценивал Мержанова и сделал его своим личным архитектором. В 1938 году мастеру даже доверили спроектировать Золотую Звезду Героя Советского Союза, а за год до этого он получил высшую награду на Парижской выставке за своё санаторное детище в Сочи — оно было признано лучшим в мире.

Но зависть менее талантливых архитекторов, а где-то и мнительность самого Сталина сыграли роковую роль в судьбе мастера. В августе 1943 года Мержанов, его жена и близкий круг сотрудников были арестованы, а через год он был приговорён к десяти годам лагерей по 58-й статье. Обвинительное заключение базировалось на необоснованных показаниях и факте его службы у белых во время Гражданской войны.

Отбывал наказание Мирон Иванович в разных городах. В 1953 году оказался в Красноярске. Здесь он с присущей ему энергией взялся за любимое дело и внёс значительный вклад в развитие нашей архитектуры. Среди наиболее известных красноярцам правобережный Дворец культуры имени 1 Мая, типография газеты “Красноярский рабочий”, кинотеатр “Совкино”, который до недавнего времени был известен как кинопарк “Пикра”.

Перед тем как проектировать, мастер осматривал отведённую местность, а потом закреплял своё видение объекта на акварели.

Здания краевой администрации и краевой научной библиотеки, которые также проектировал Мержанов, отличаются от других шедевров архитектора. Дело в том, что они выполнены в стиле советского неоклассицизма, а не конструктивизма, который характерен для Мирона Ивановича. В них проявляется некоторый монументализм. Почему мастер изменил своему вкусу?

Архитекторы поколения Мирона Ивановича были современниками нескольких стилистических эпох. Образование получили в эпоху конструктивизма, затем партия и правительство ориентировали на использование классических форм, далее идей архитектурного наследия в современной эпохе. Мержанов вместе с другими просто обязан был перестроиться. Однако всё равно какие-то отголоски конструктивизма проявлялись в большинстве его объектах. В том числе и в здании краевой научной библиотеки.

После смерти Сталина Мирон Мержанов был реабилитирован. До 1960 года он работал в Красноярске, а затем переехал в Москву.

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, как учреждение, была создана в 1935 году. В новое здание по улице Карал Маркса, 114 библиотека переехала после принятия здания в эксплуатацию в 1964 году.

Здание занимает половину квартала и выходит северным уличным фасадом на проспект Мира, южным уличным фасадом — на улицу Карла Маркса, является одним из главных элементов всего ансамбля главной площади города — площади Революции. Формирует восточный фасад площади и поддерживает своими формами классицистический строй всего комплекса застройки, которая сформировалась в 1930—1950 годах.

Фасады здания практически без каких-либо существенных изменений дошли до наших дней.

Общая композиция уличных фасадов и применённых при их оформлении классических ордеров (ионического ордера на северном корпусе и композитного — упрощенного коринфского — на портике главного входа южного корпуса) достаточно типична для “сталинской” архитектуры административных зданий середины ХХ века.

Фасады оштукатурены, имеют вертикальные членения в виде плоских пилястр, большие прямоугольные проёмы, высокий рустованный под каменную кладку цоколь и массивный с крупными сухариками карниз.

По материалам краевой службы

по государственной охране объектов

культурного наследия и краевого центра

по сохранению культурного наследия

В ТЕМУ

Современная площадь Революции находится на месте прежней Новособорной (или Новобазарной) площади, которая, в свою очередь, была сформирована на основе первого высочайше утверждённого плана губернского Красноярска 1828 года. В 1845 году в её центре был заложен и к 1861 году завершён кафедральный Богорице-Рождественский собор по проекту К. Тона.

Проектом 1855 года в углах площади были отведены участки под административные постройки, которые так и не были осуществлены.

В 1934 году был образован Красноярский край, а вскоре разработан проект “большого Красноярска”, и началось проектирование реконструкции исторического центра, в том числе главной площади.

В 1936 году был снесён собор и на его месте заложен Дом Советов. Почти одновременно заложили первую очередь здания управления железной дороги. Война помешала осуществлению застройки, которая возобновилась только с 1948 года. Тогда был подготовлен новый проект площади Революции, по которому продолжилась работа по завершению её ансамбля.

Компоновка застройки ансамбля площади Революции подчинена строгой осевой композиции. Центром композиции является монументальный объём здания Дома Советов, занимающий “островное” положение в северной, более узкой части площади. Площадь в этой зоне обрамляют два сложных в плане корпуса: управление гражданской авиации с запада и ЦНТИ с востока. Они одинаковы по оформлению и образуют единую симметричную и торжественную композицию с главным зданием.

Узкие кварталы застройки площади обращены к ней крупномасштабными корпусами управления железной дороги с запада и краевой библиотекой с административным корпусом с востока. Значительно различаясь в деталях, эти здания отвечают друг другу масштабом членений и огромными портиками в южной части своих фасадов.

Широкое пространство площади между парком и проспектом Мира занято партерным сквером, у его южной границы, на оси симметрии установлен в 1970 году памятник В. И. Ленину на большом каменном постаменте.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика