Павел Артемьевич Верещагин: История государственного служащего и его личной драмы

"Павел Артемьевич Верещагин: История государственного служащего и его личной драмы" рассказывает о жизни Павла Артемьевича Верещагина, человека, который посвятил свою жизнь государственной службе. Однако, за всем внешним блеском и успехами скрывается его личная драма – несчастная семейная жизнь, проблемы с алкоголем и потеря веры в себя. Книга подробно описывает его взлеты и падения, а также показывает, как он пытается найти смысл и счастье в своей жизни.

Кто же такой Павел Артемьевич Верещагин? Это государственный служащий предпенсионного возраста, вследствие революционных преобразований в стране оказавшийся без работы. Из фильма становится понятно, что в царские времена он был широко известен в кругах среднеазиатских контрабандистов, и вообще его там каждая собака знала. Но с приходом к власти большевиков контроль над границей на определённое время ослаб, вследствие чего активизировалась деятельность местных уголовных элементов. Павлу Артемьевичу приходится мириться с окружающим произволом, так как прежней власти и полномочий за собой он уже не имеет, что, наряду с утратой единственного сына Николая и гибелью прежней империи, является для него глубокой личной драмой, которая ведёт к неуёмному поглощению спиртных напитков и пению лирических песен.

Попадание его на таможню тоже не до конца ясно, ведь до этого он был боевым унтер-офицером, участником Первой мировой войны, служил в кавалерии и имел множество наград, в частности он кавалер нескольких Георгиевских крестов. Однако точно известно, что свои ранения он получил ещё до стычек с контрабандистами.

За державу обидно!

Исполнитель роли Верещагина Павел Луспекаев на момент съёмок пережил ампутацию обеих стоп, и каждый эпизод давался ему ценой невероятных волевых усилий. Вот что вспоминает режиссёр Владимир Мотыль: “Мало кому известно, что в сценарии роль Верещагина была маленькой: этакий выпивоха, которого убивали уже в середине фильма. Но мне понадобился трагический герой для финала: хеппи-энд придавал бы облегчённость всей истории, а в сценарии и так было много условного. В моём воображении возникла могучая фигура старого таможенника. Я сочинил роль здоровяка, крепкого русского мужика. Но я не думал, что так трудно будет найти актёра. Перепробовал с десяток кандидатур — полный провал! Когда мне называли имя Павла Луспекаева, я отмахивался. Да, он гениальный артист, я знал его по театру — никто лучше не подошёл бы. Но он же инвалид! А мне нужна была жестокая драка на баркасе, чтобы герой поднял тяжёлую бочку и даже безоружный противостоял в драке бандитам.

Ассистент сказал мне: “А вы знаете, что у Павла Борисовича Луспекаева оказался ваш сценарий, и он не против встретиться с вами?” Я поразился, как он может желать встречи, когда у него на двери квартиры висит надпись “Прошу визитами не беспокоить”. После операции у него было тяжёлое состояние, не только физическое, но и душевное. Он передвигался на одних пятках, обе стопы были ампутированы.

В результате долгих размышлений меня осенило. Таможенник Верещагин мог получить ранения в ноги ещё раньше стычек с контрабандистами. В фильме он сможет передвигаться на костылях!

Дверь мне открыл сам Павел Борисович. Я удивился: он передвигался даже без палочки, явно демонстрируя, как может ходить на одних пятках. Когда я ему рассказал свой план, он ответил категорически, что, может быть, какую-нибудь другую роль и сыграет с костылями, но не эту. И подтвердил это на съёмках: точно выверяя мизансцены, он намечал опоры для рук на бортах, на канатах и поручнях. То, как он превозмогал свой недуг, можно сравнить с подвигом лётчика Маресьева, без ног управлявшего боевым самолетом, с Бетховеном, писавшим симфонию, будучи глухим, Николаем Островским, слепым диктовавшим книгу. Гений Луспекаева стоит в одном ряду с этими подвижниками”.

Характеризуя образ Верещагина, режиссёр Владимир Мирзоев отметил: “Верещагин не случайно стал одним из любимых народных героев. Тут совпали редкое актерское обаяние самого Павла Борисовича и национальный архетип, видимо, восходящий к Илье Муромцу. Верещагин сидит сиднем, хлещет водку, берёт мзду, но только до тех пор, пока не задевают его глубинные чувства. Тут он просыпается, выходит из берлоги и восстанавливает попранную справедливость”.

Ограниченная премьера картины состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино, а уже через год “Белое солнце пустыни” увидела вся страна. С тех пор фильм посмотрели уже несколько поколений зрителей. Наряду с комедиями Леонида Гайдая и сериалом “Семнадцать мгновений весны” “Белое солнце пустыни” является чемпионом по числу показов на телевидении.

Не всем известно, что сорок лет назад картину хотели запретить. Посмотрев фильм, худсовет велел режиссёру сделать 27 поправок. Если бы не случай, лента могла бы оказаться на полке. Генсек Леонид Брежнев, ценитель вестернов и прочих идеологически вредных фильмов, потребовал у киношников что-нибудь новое, и те рискнули угостить генсека “Белым солнцем пустыни”.

Брежнев посмотрел фильм у себя на даче и сразу же позвонил домой министру кинематографии Романову. “Очень, очень хороший фильм снял, старик, — говорил генеральный секретарь ЦК КПСС. — Молодец, здорово работаешь”.

В “Белом солнце пустыни” тема ностальгии по родине оказалась особенно близкой российским космонавтам. Для многих из них этот фильм стал своеобразным талисманом. Уже много лет космонавты смотрят “Белое солнце” перед каждым стартом на орбиту на Байконуре.

Впрочем, фильм любим и популярен не только у космонавтов, но и у таможенников. Самоотверженный герой “Белого солнца” Павел Верещагин уже давно считается символом таможенной службы в России. Ему даже установлен памятник рядом с отделением таможни в Кургане и Донецке.

Анекдот

Эх, хочу я быть таким таможенником, как Верещагин… Чтобы и взяток не брать, и икру ложкой трескать...

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика