Современные сериалы, это сказки для взрослых
  • Современные сериалы, это сказки для взрослых

  • Чего хотят зрители?
  • Главная » Общество
  • 12 января 2020 г. 18:32
  • Короткая ссылка: ClRE3

С начала 90-х годов количество сериалов на российском телевидении только растет. Их принято ругать, считается хорошим тоном категорически плохо высказываться об их качестве и художественной или культурной ценности. Но тем не менее армия поклонников мыльных опер увеличивается вне зависимости от слухов и моды. Откуда же взялась такая бешеная популярность, казалось бы, низкопробного кино? Кто они, люди, которые следят за развитием событий очередной истории? И что думают по этому поводу создатели сериалов?

Долгие годы советское телевидение и кинопрокат проходили жесткую цензуру. Все, что видел зритель, это однообразные истории об ударном труде и высокоморальных чувствах рабочих и крестьян, не имеющих ничего общего с реальностью. В то время как на Западе сериалы стали уже неотъемлемой частью эфира, наш зритель мог любоваться только приключениями Штирлица и изредка индийскими мелодрамами. Первые мексиканские сериалы просто взорвали страну, разбудили огромную любовь к этому неоднозначному жанру.

К тому времени, как вышли первые отечественные сериалы, снятые по типу западных, зритель уже прочно подсел на ежедневные сериальные перипетии и был готов встретить любой новый продукт с распростертыми объятьями.

Сейчас ситуация немного изменилась, некоторые сериалы становятся популярными, другие обречены на провал, но они по-прежнему актуальны. Эти сказки для взрослых не выходят из моды уже более десяти лет и, возможно, не выйдут еще столько же. Секрет успеха — точный прицел на конечного потребителя, удовлетворение его потребностей и расчет на широкие массы.

Если послушать разговоры, то окажется, что сериалы не смотрит никто — так яро большинство людей открещивается от этого, словно делает что-то постыдное. Но откуда же тогда берутся высокие рейтинги? Для кого снимаются бесконечные продолжения и римейки?

Сначала все сериалы были рассчитаны исключительно на женскую аудиторию. Они строились таким образом, что привлекали к экранам женщин разных возрастов и вкусовых предпочтений. Современные российские сериалы создаются и для женщин, и для мужчин, и для детей. Поэтому можно сказать, что сериалы универсальны, а зритель их — любой россиянин вне зависимости от пола и возраста. В каждом выпускаемом продукте можно найти и юмор, и иронию, и любовь, и борьбу, и интригу. Сейчас качество сериалов растет, поэтому они завоевывают все новых и новых поклонников.

Но для того чтобы угодить столь широкой аудитории, создателям многосерийных фильмов приходится прикладывать немалые усилия и учитывать малейшие изменения предпочтений зрителей. Любой зритель хочет практически невозможного: он ждет, что сериал поможет ему отдохнуть, отвлечься от повседневности, расслабиться, но в то же время он хочет видеть страсть, события, которые доставят ему острые переживания.

Мы хотим увидеть себя в каком-то из героев популярного фильма, поэтому создатели стараются задействовать как можно больше самых разных героев: и исключительно положительных, и смешных, и отрицательных, и добрых, и щедрых, и хитрых, и умных — разных. Человек, увидевший что-то общее между собой и судьбой сериального персонажа, быстрее попадет в сети создателей фильма и тем больше шанс, что он досмотрит сериал до конца, стараясь не пропускать серии. От этого зависит успех фильма, именно поэтому сценаристы, актеры, режиссеры и операторы без устали борются за внимание зрителя.

Сериалы должны отвечать насущным проблемам, поэтому чаще всего действие в них происходит здесь и сейчас. Современный российский зритель в основной своей массе — это представитель среднего класса или стремящийся им стать. Ему нужно видеть атрибутику той жизни, которую он себе рисует, при этом зритель хочет видеть и настоящие социальные проблемы и пути их решения.

Можно сказать, что для многих сериал — это своеобразная карта, которая позволяет ориентироваться в мире и в ситуациях, помогает принять решения. Очень просто поступить так же, как актер в любимом сериале, ведь результат практически предсказуем — эту серию мы видели. Правда, чаще реальный и вымышленный результат такого поступка очень отличаются.

При этом зрителю не нужна жесткая правда, реальность без прикрас — этого хватает дома и на работе. Авторы многих сериалов замечали немедленное падение рейтингов как только сериал становился слишком реалистичным. Поэтому нотка романтики, немного чуда и любви, доказательства победы добра над злом, вера в справедливость так или иначе присутствуют в каждом сериале.

Социологи считают, что большая часть людей, предпочитающих именно этот жанр, не имеет высшего образования. Их не интересует тонкая игра актеров, работа операторов, режиссерские решения. Им нужен только четкий, интересный и захватывающий сюжет, хорошо запоминающиеся актеры, постоянное напряжение и интриги.

Сериалы должны давать иллюзию лучшей жизни — легко достижимого богатства, красивой любви, надежной и безопасной жизни. При этом их художественная ценность отходит на второй и даже на третий план.

Получается, что зритель диктует условия и заказывает музыку, а создатели многосерийных фильмов всего лишь идут на поводу у потребителя. Но правы ли они? Не лучшим ли выходом было снимать более качественные фильмы, которые помогали бы развиваться и интеллектуально, и духовно, и эстетически? Возможно, за неимением другого современный зритель со временем оценил бы такие сериалы и полюбил бы их? Стоит ли во всем полагаться на мнение зрителей, не лучше было бы иногда навязывать им другое, отличное от их привычного мнения?

Ответы на эти вопросы найти не так просто. Важно помнить, что каждый из нас несет ответственность за то, что покажут по телевизору завтра. Чем быстрее мы откажемся от низкопробных мыльных опер, тем быстрее получим действительно красивое и качественное кино, которое не будет нужды ругать или смотреть тайком.