Выяснять отношения с учителем нужно грамотно
Каждая отдельная школа — это целое государство, маленькая модель настоящей взрослой жизни. Здесь дети усваивают не только основы наук, но и учатся строить отношения с людьми. Родителю и учителю в этом процессе отводятся главные роли. И уж если испортились отношения между ними, первым страдает ребенок. Какие бы то ни было конфликты в принципе нельзя пускать на самотек и надеяться, что все разрешится само собой.
— Самое главное — нельзя делать вид, будто ничего не происходит, — уверена Людмила Беляева, директор городского центра диагностики и консультирования № 7. — Возможна ли жизнь без конфликтов? Вряд ли. Но любые столкновения интересов, точек зрения нужно разрешать грамотно.
Раздувать конфликт из ничего тоже непродуктивно, самое эффективное — гасить его еще в зачаточном виде. Чем быстрее будет снято напряжение, тем меньший след оставит любой раздор в жизни вашего ребенка. И родителю здесь отводится немалая роль.
Грамотная ссора
В психологии конфликтам посвящен целый раздел — конфликтология. Не случайно наука возникла и оформилась в двадцатом веке. Чем стремительнее идет прогресс, тем более нервными и эмоционально уязвимыми становимся мы.
Зловещая искра между родителем и учителем, как правило, пробегает из-за отношения педагога к ученику. Начинать искать причины нужно с глубин, только тогда вы сможете оценить степень вины каждой из сторон.
Итак, конфликт между вашим ребенком и учителем заподозрен или очевиден. Не допускайте того, чтобы противостояние затянулось. Есть признаки, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с педагогом.
Школьник начинает пренебрегать учебой или каким-то одним предметом, отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно. Ребенок пренебрежительно или агрессивно отзывается об учителе, раздражается, когда его спрашивают об уроках.
Чтобы понять причины раздора, оценить его глубину и остроту, необходимо выяснить точки зрения конфликтующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга. Большая ошибка — сразу вставать на сторону ребенка, даже не поговорив с учителем. И уж совсем некрасиво и антипедагогично давать при собственном чаде какие-то резкие или оскорбительные оценки действиям, характеру, внешности учителя.
Главная цель вашего разговора с ребенком — дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы ребенок может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту речь, дайте возможность высказаться. Только после того, как он выплеснет свои переживания, попросите остановиться на деталях конфликта. Например, предложите вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос. Во время беседы всячески демонстрируйте ребенку свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача сейчас — убедить школьника в том, что учитель — вовсе не воплощение зла. Просто конфликтующим трудно понять друг друга.
Попытайтесь вместе разработать план действий, вовлекайте в его составление ребенка. По-дружески возьмите с него обещание воздерживаться от тех поступков, которые раздражают педагога. Постарайтесь убедить в необходимости вашего разговора с учителем, клятвенно пообещав прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.
Включить клерка
Беседуя с педагогом, сводите разговор к конкретным фактам, а не личным впечатлениям и умозаключениям. Не стесняйтесь переспросить, почему учитель сделал именно негативные выводы насчет поведения школьника.
Родителям, готовящимся высказать учителю все-все-все, нужно честно себе ответить: что для меня важнее — по-настоящему успешный ребенок или быть родителем успешного ребенка.
Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации? Если педагог, несмотря на вашу корректность и спокойствие, и впрямь уже не совсем адекватен, отправляйтесь на встречу к директору школы.
Педагогу, в свою очередь, при разговоре с чересчур вспыльчивым родителем нужно по возможности исключить эмоциональную составляющую — это очень мешает рациональным решениям. Если нервы окончательно расшатаны, а впереди серьезная беседа с разгневанной матерью ученика, некоторые психологи советуют включить в себе “офисного работника”. Вспомните, как общаются администраторы в компаниях, секретари, продавцы. Внешне — это приветливость, радушие, забота, внутри — невозмутимость и некоторая отстраненность. Повторяйте как мантру: “Ничего не может вывести меня из себя, даже эти несправедливые упреки”. Безусловно, учитель — это человек, да еще и воспитывающий доброе и хорошее в других людях, без человечности ему никак нельзя. Но и нужно уметь отстраняться в некоторых ситуациях. И невозмутимости можно научиться, есть специальные техники, с которыми знакомят на тренингах для педагогов.
Не машите шашкой
Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о “подкупе” с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы.
Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в каких-то организационных моментах. Поставьте себя на место учителя — как ему относиться к родительнице, которая появляется в школе только раз в полугодие, чтобы поскандалить. Те родители, которые нормально общаются с учителем, жалуются на непонимание в крайне редких случаях.
Не считайте ниже своего достоинства лишний раз посоветоваться с учителем, обратиться к его опыту, авторитету, такое проявление уважения неизменно отразится на отношениях с вашим ребенком. Все мы люди. В конце концов, если вы трудитесь менеджером, риэлтером, да мало еще кем, вам же приятно, когда клиенты проявляют внимание.
А еще позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел интересное увлечение. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.
Родительское мнение:
Лариса Рыжова, мать троих детей:
— Родитель родителю рознь. Понятно, что никто никогда не будет любить и защищать ребенка так, как его родные мать и отец, но иногда ситуация зашкаливает. Детей сейчас воспитывают со странными перегибами в установках — ты не просто лучший, а самый-самый лучший, все остальные — практически ничтожество. Причем начинается такая бессознательная обработка ребенка с раннего детства. Еще из своего детства помню девочку из зажиточной семьи, которая училась в нашем классе обычной школы небогатой рабочей окраины. Так вот только сейчас понимаю, насколько отвратительно вели себя ее родители. Они лебезили перед учителями и директором, при этом за глаза при детях и других родителях не стеснялись их оскорблять. Откровенно презрительно относились к остальным родителям и одноклассникам дочери, которые жаловались на ее невыносимый характер. Отец и мать с одной стороны советовали девочке плевать на чужое мнение и унижать остальных, с другой — родители ее отчаянно били дома после каждого родительского собрания, где звучали жалобы. Представляете, что было с психикой ребенка.
Есть, как сейчас говорят, “отмороженные” дети — те, для кого не существует ни норм, ни авторитетов. Поверьте, есть и “отмороженные” родители. Помню случай, когда одной из старшеклассниц мужчина-педагог сделал корректное замечание по поводу, простите, почти что голых ягодиц, которые она демонстрировала в модных сейчас низких джинсах. Я согласна с учителем, школа — это деловое учреждение, если не предусмотрена форма, то можно одеться хотя бы пристойно. Девочка нажаловалась маме, которая при всех наорала на учителя и обвинила его чуть ли не в домогательствах.
Примеров можно привести множество. Но суть в том, что рано или поздно неадекватная оценка своего ребенка аукнется родителям. Сегодня в нем воспитывается откровенное пренебрежение мнением других — ровесников, взрослых, завтра он переступит через родителей, абсолютно искренне не понимая, что плохого он совершает.
Что недопустимо делать учителю:
Оскорблять детей. Нужно соблюдать грань между “отругать” и “оскорбить”.
Унижать ребенка. Вовлекать в этот конфликт, где участвуют двое, одноклассников ученика, остальных школьников.
Практиковать публичные “порки” по поводу и без. Общественное порицание — штука достаточно сильная, но иногда публичное осуждение приобретает характер публичного унижения.
Прилюдно ругать родителей ребенка. Обсуждать чьих-то родителей при посторонних.
28 ноября 2024 г. 17:06
23 октября 2023 г. 9:55
3 ноября 2024 г. 21:26
3 ноября 2024 г. 21:07
Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.