Поздеев
  • Куда ты, бронзовый чудак?

  • Недалеко от ЦУМа, на проспекте Мира, в толпе можно заметить необычного прохожего — милого старичка с мольбертом через плечо и большим зонтом. С грустной улыбкой очень трогательный человек как будто неспешно прогуливается, возвышаясь над толпой
  • Главная » Общество
  • 3 января 2022 г. 19:00
  • Короткая ссылка: YUbf8

Недалеко от ЦУМа, на проспекте Мира, в толпе можно заметить необычного прохожего — милого старичка с мольбертом через плечо и большим зонтом. С грустной улыбкой очень трогательный человек как будто неспешно прогуливается, возвышаясь над толпой. Горожане воспринимают бронзовую двухметровую скульптуру не как памятник, а как живого человека, с которым можно поздороваться, сфотографироваться, взять за руку. Вторую жизнь на одной из красивейших улиц своего родного Красноярска обрел замечательный художник Андрей Поздеев.

Андрей Геннадьевич ушел из жизни летом 1998 года. После смерти художника депутаты Красноярского горсовета выступили с предложением увековечить его память — назвать именем Поздеева улицу, открыть мемориальную доску на доме, где он жил, установить памятник… 26 февраля 1999 года состоялась выставка работ сибирского художника — первая после его смерти. На мероприятии был организован сбор денег на установку памятника великому земляку. В 99-м его ждали с персональной выставкой в Третьяковской галерее, но судьба распорядилась иначе. Его работы оставались на родной земле, чтобы и он навсегда остался в памяти всех красноярцев. Февральская выставка показала — искусство Поздеева признано! Благодаря мероприятию удалось собрать значительную часть средств на то, чтобы увековечить память о нем.

Бронзовая скульптура Андрея Поздеева появилась в сентябре 2000 года.

— История появления в нашем городе этого памятника была шумной, — вспоминает Татьяна Ваганова, директор школьного музея Андрея Поздеева. — Сейчас я, конечно, раскаиваюсь, но, что было, то было: под письмом-протестом, чтобы этот памятник не устанавливали, вместе с подписями профессора философии и искусств, родственников, коллег и многочисленных друзей Андрея Геннадьевича стояла и моя. Официально объявленный конкурс прошел как-то скомканно, никто из нас так и не увидел представленных работ, и известие о том, что победителем стал Юрий Злотя, у многих вызвало неприятие. А когда мы наконец-то увидели предложенную им абсолютно реалистическую скульптуру, неприятие это только усилилось. А потом… Памятник все же установили, открылся школьный музей, и Злотя сам пришел туда. Ребята, которые многое знали об этой истории, начали задавать ему “вредные” вопросы. А сколько денег вы получили за эту скульптуру? Злотя вовсе не смутился, ответил: пусть это останется моим секретом, а вот почему я сделал ее именно такой, расскажу охотно. И знаете, он нас не просто убедил, а очаровал! Лев Толстой, сказал он, тоже когда-то был молодым симпатичным офицером, в Крымскую войну. Но когда учителя знакомят вас на уроках с его творчеством, они показывают его в ипостаси старца-мудреца, в последней его ипостаси. “А зачем вы вложили в руку Поздеева зонт, — не унимались дети, — он ведь терпеть не мог зонтов?” Злотя объяснил, что зонт — не просто художественный элемент, а своеобразный экран, помогающий оттенить лицо скульптуры, закрыть его от толпы, ведь это образ бредущего, отстраненного от окружающей суеты творца.

Впрочем, творец получился не таким уж отстраненным. Бронзовая фигура художника стала одним из любимых символов города. Редкий прохожий остается равнодушным к нему. У красноярцев появилась даже своя традиция — тереть нос бронзовому мастеру. Многие считают ее глупой и даже хулиганской, но это лучше, чем красть у художника зонт. А ведь случалось и такое! В августе 2007-го вандалы оставили Поздеева без зонта. Во время реставрации горожане даже снабжали монумент собственными аксессуарами.

Сегодня он во всеоружии лирично возвышается над суетной жизнью города, заслоняясь зонтом от всех невзгод. Время над ним уже не властно. Снова прохожие теребят его натертый до блеска нос, сжимают руку для фотоснимка, здороваются.

Материалы полосы подготовили Дарья ТЕПЛЫХ, Елена ЕСАУЛОВА