Виртуальность завоёвывает сердца и приносит миллиарды

Цукерберг ещё не сделал всего, что хотел

Журнал Time назвал человеком года — 2010 Марка Цукерберга, основателя популярной социальной сети Facebook. Как считают аналитики, титул присудили не столько конкретной персоне, сколько феномену информационного интернет-пространства.

В рейтинге интернет-голосования всех кандидатов опережал основатель веб-сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж, оказавшийся в центре скандала с утечками секретной информации Госдепартамента США и Пентагона и обещающий новые разоблачения.

В списке претендентов фигурировали также, в частности, поп-дива Леди Гага, глава Apple Стив Джобс, отец самого кассового блокбастера “Аватар” Джеймс Кэмерон, лидер Китая Ху Цзиньтао, афганский лидер Хамид Карзай, а также собирательный образ всех безработных американцев. Но издание сделало выбор в пользу Цукерберга, сказав, что, по сути, противопоставило двух знаковых персон виртуального мира, по-разному формирующих и использующих интернет-пространство. “Цукерберг и Ассанж — две стороны одной медали. Оба выражают стремление к открытости и прозрачности информации, — говорится в Time. — Но в то время как Ассанж атакует крупнейшие институты и правительства через принудительную прозрачность с целью подорвать их власть, Цукерберг помогает конкретным людям добровольно делиться информацией, наделяя их, таким образом, влиянием. Ассанж видит мир, наполненный реальными и вымышленными врагами, Цукерберг — как сообщество потенциальных друзей”.

Журнал Time выбирает человека года с 1920-х годов; крупный фотопортрет победителя конкурса помещается на обложку одного из декабрьских номеров (в этом году этот номер вышел 17 декабря). При выборе учитывается то, какое влияние человек оказал на события в мире — это влияние не обязательно положительное. В разное время человеком года, по версии Time, становились, например, Гитлер, Сталин и аятолла Хомейни. В 2009 году это звание получил глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, в 2008 — Барак Обама, в 2007 году — Владимир Путин.

В свои 26 лет Цукерберг стал одним из самых молодых людей года за всё время проведения конкурса. Историю американского студента, сумевшего с помощью Интернета стать миллионером, можно было бы назвать рождественской сказкой, если бы события в ней не были столь реальны.

Интерес к программированию у Марка — второго из четырёх детей нью-йоркских соматолога и психиатра — проснулся едва ли не в начальной школе. Когда в шестом классе у мальчика наконец появился компьютер, увлечение приняло характер творческой горячки. К девятому классу он сделал компьютерный вариант популярной тогда настольной игры “Риск”. Так же ещё в школе он вместе с другом написал программку для MP3-player Winamp, которая позволяла компьютеру анализировать музыкальные предпочтения пользователя и самостоятельно создавать плей-листы, идеально подходящие ему именно в данное время. После размещения программы в Интернете для свободного доступа Microsoft был готов заплатить за “музыкальную шкатулку” не менее двух миллионов долларов, но создатель уклонился от сделки под предлогом “не продаётся вдохновенье”.

Удивительно, что при такой увлечённости Цукерберг находил время и для других занятий: прекрасно успевал по математике и естественным наукам. С энтузиазмом отдавался такому неординарному спорту, как фехтование. Погружался в античность — действие его “Риска” происходит во времена Древнего Рима — и изучал древние языки. Однажды три месяца школьных каникул провёл в летней школе на курсах древнегреческого языка. Правда, передумал поступать на соответствующее отделение, но умение читать и писать на обоих классических языках сохранил. А в университете выбрал достаточно неожиданную, хотя и объяснимую дисциплину — психологию.

Университетская успеваемость была так себе: страсть к программированию отнимала слишком много времени. Порой подготовка к экзаменам требовала неординарных решений, как, например, в эпизоде с 500 картинами на курсе по истории искусства. До экзаменов оставалось два дня, и прочесть хоть что-то про каждое полотно было невозможно. Цукерберг быстренько создал сайт, на каждой странице которого поставил по картине, и попросил сокурсников высказаться по поводу произведений. “Через два часа, — вспоминает рационализатор, сравнивая себя с Томом Сойером, красящим забор при помощи коммерческой смекалки, — каждая картина обросла комментариями, и тот экзамен я сдал на “отлично”.

Теперь о хакерстве. В Гарварде не было студенческой базы с фотографиями и информацией, хотя в других учебных заведениях так называемая “книга лиц” была вполне обычным делом. Идея была проста и естественна — расширить возможности студентов обмениваться информацией . Цукерберг обратился к руководству с предложением создать онлайн-версию лиц университета, но наверху все были непреклонны и приводили миллион причин, по которым “никак не могли собрать всю информацию”. Тогда Марк взломал университетскую базу данных и стал размещать на своём сайте фотографии студентов парами с призывом проголосовать, кто из двоих привлекательнее. За четыре часа на сайте побывало почти полтысячи пользователей. Разумеется, случился скандал, и ресурс отрубили. Инициатора едва не исключили, заставив извиниться перед другими студентами. Те, однако, не чувствовали себя обиженными и требовали ресурс восстановить. Администрации пришлось уступить. Цукерберг вновь открыл свой сервис. За две недели там зарегистрировалась половина гарвардцев. Запросы пришли и из других вузов. К середине весны к одному из первых социальных порталов присоединились такие знатные вузы, как Стэнфорд, Йель и другие.

Сеть Facebook стала популярна среди студентов в основном из-за удобства самоорганизации по группам, курсам и тусовкам, которые уже существуют в вузах в оффлайне. Здесь предлагают размещать фотографии и любую информацию о себе — от научных и творческих интересов до гастрономических и любовных предпочтений.

В компании Цукерберга видят два принципиальных отличия Facebook от других социальных сетей. Во-первых, здесь реальные люди ищут реально существующих людей — с адресом на том же почтовом домене. Во-вторых, на Facebook вы сами определяете, каким группам пользователей доступна ваша информация — только однокурсникам или всем обитателям кампуса, только землякам или, предположим, всем поклонникам живописи Леонардо да Винчи.

Серьёзные и перспективные проекты на стадии активного развития, как правило, требуют и основательных вложений. Но, как показывает жизнь, эти вопросы решаемы, если есть стремление и упорство. Марк потратил на бизнес все деньги, отложенные родителями на оплату его учебы, но для мегапроекта этого, естественно, не хватило. И поэтому как-то летом Цукерберг рванул в Силиконовую долину, туда, где интересные идеи, если повезёт, могут получить поддержку. И снова удача улыбнулась напористому парню. Подобно герою финского писателя Мартти Ларни, вышедшего из дома за спичками, а оказавшегося в Америке, студент Цукерберг поехал на разведку и застрял в Пало-Альто — сердце Силиконовой долины. Однажды вечером на улице он случайно встретился с Шоном Паркером — культовой фигурой Интернета и одним из создателей программы для обмена файлами Napster. Оказалось, что Паркер переезжал в Пало-Альто, но у него ещё не было квартиры. “Мы (Марк и его друзья) просто предложили ему переночевать у нас”, — говорит Марк. Именно Паркер познакомил Цукерберга с Питером, соучредителем платёжной системы PayPal. Опытный бизнесмен после пятнадцатиминутного разговора проинвестировал рыжеволосого юнца на 500 тысяч долларов. Цукерберг написал в университет заявление о бессрочном академическом отпуске, как в своё время сделал другой известный гарвардский “недоучка” — Билл Гейтс.

Полмиллиона — это только на первый взгляд большие деньги. Марк и его команда совершенствовали свое детище в арендованных помещениях в Пало-Альто: кто — сидя на шатких стульях, кто — прямо на полу. В комнатах, где стояли серверы, не было вентиляции. При калифорнийской летней жаре в 45 градусов пластиковые стойки плавились по краям. Но в ноябре 2004 года число пользователей Facebook перешагнуло за миллион. Ещё через полгода с помощью Питера Тила компании удалось получить серьёзные средства — 12,7 миллиона долларов от Accel Partners. Осенью 2005-го насчитывалось уже больше пяти миллионов активных клиентов.

Вскоре портал объявил свободную регистрацию — для любого пользователя с действительным электронным адресом. Процент клиентов старше 30 лет заметно подрос, и Facebook утвердился в числе лидеров Интернета, стабильно оставаясь седьмым по популярности сайтом Америки.

Сегодня Марк Цукерберг уже миллиардер, но остаётся верен студенческому стилю. Он живёт в съемной квартирке в Пало-Альто (Калифорния) и спит на матрасе, положенном прямо на пол. Из мебели в его жилье лишь стол да два стула. До работы добирается пешком или на велосипеде. Излюбленный dress code — затасканные брюки, майка и сандалии на босу ногу. Правда, признаётся, что для поездок на такие “взрослые” мероприятия, как форум в Давосе, припас пристойный костюм. Его подругу зовут Присцилла Чен, у неё китайские корни. Наш герой ещё на первом курсе Гарварда исповедался в онлайновом дневнике, что ему нравятся азиатские девушки.

Сколько стоит Марк Цукерберг? Над этим вопросом бьются лучшие инвестиционные умы США. Оценки выставляются по принципу “кто больше”. Число пользователей Facebook растёт стремительно: на сегодняшний день, по некоторым оценкам, это около 68 миллионов человек. Компанию штурмуют инвесторы и рекламодатели. Недавно Forbes оценил состояние Цукерберга в 1,5 миллиарда долларов и поместил его на 785-е место в самом свежем списке богатейших людей. Некоторые же эксперты оценивают компанию Цукерберга в три миллиарда долларов. Питер Тил, один из первых инвесторов Facebook, считает, что портал стоит около восьми миллиардов. Впрочем, это лишь оценки, а вот в прошлом году Microsoft реально приобрел 1,6 процента Facebook и права на размещение своей рекламы на этом ресурсе до 2011 года за 246 миллионов долларов. Другими словами, гуру компьютерного бизнеса Билл Гейтс допускает, что компания Цукерберга стоит 15 миллиардов! Примерно во столько же оценивается медиаконцерн CBS.

Ясность может внести только выход Facebook на биржу, но Марк Цукерберг не торопится: “Я ещё не сделал всё, что хотел”.