Пикап
  • В пику грузовикам

  • В связи с появлением в 90-х годах в России частной собственности и, соответственно, все возрастающим год от года интересом к собственному жилью коттеджного типа появилась потребность в автомобилях, которые смогли бы одновременно выполнять функции как грузовика (для перевозки тех же стройматериалов, например), так и легкового авто — с относительно компактными размерами, пригодного для эксплуатации в условиях города и недорогого по стоимости и обслуживанию.
  • Главная » Общество
  • 4 мая 2022 г. 10:25
  • Короткая ссылка: sQ5r1

В связи с появлением в 90-х годах в России частной собственности и, соответственно, все возрастающим год от года интересом к собственному жилью коттеджного типа появилась потребность в автомобилях, которые смогли бы одновременно выполнять функции как грузовика (для перевозки тех же стройматериалов, например), так и легкового авто — с относительно компактными размерами, пригодного для эксплуатации в условиях города и недорогого по стоимости и обслуживанию. Не последнюю роль здесь сыграло и то, что возросло стремление россиян путешествовать и заниматься активным отдыхом, а значит, перевозить велосипеды, легкие скутеры, обилие лодок-палаток-спальников и прочих принадлежностей. Автомобили, отвечающие этим требованиям, в России появились и явно полюбились автолюбителям. Ими стали пикапы. Что это за тип кузова и в чем его преимущества перед другими типами кузова?

Слово “пикап” (pick-up) переводится с английского как “поднимать”, “отрывать”, “подцепить”. Надо сказать, что значения этих слов достаточно емко передают главное предназначение пикапов. Эти автомобили с открытой грузовой платформой, как правило, представляют собой модификацию легкового автомобиля или внедорожника полной массой до 4,5 тонн и грузоподъемностью до 2,5 тонн. В случае же оснащения кузова жестким несъемным верхом превращаются в фургон.

Своим появлением автомобили с подобным типом кузова обязаны США. Первые развозные пикапы с небольшой платформой для перевозки грузов на базе легковых моделей появились в начале ХХ века, а с 1915 года крупнейшие американские автофирмы “Форд”, “Додж” и “Шевроле” развернули их массовую конвейерную сборку.

В настоящее время условно существуют две основные конструкторские школы “пикапостроения”: европейско-австралийская, предполагающая создание пикапа на базе обычной легковой модели с несущим кузовом, и американо-азиатская, в которой пикап основан на прочном рамном шасси, часто унифицированном с полноприводными внедорожниками. Соответственно, в первом случае кабина пикапа представляет собой просто переднюю часть салона легкового автомобиля, а основание пола однобортовой платформы усилено дополнительными элементами или смонтировано на приваренной к лонжеронам кабины полураме, либо во втором случае используется передняя часть кузова внедорожника.

До середины 1980-х годов ХХ века пикапы во всем мире считались исключительно утилитарным коммерческим транспортом, но позже выпускаемые “Большой тройкой” модели приобрели повышенную популярность в Северной Америке благодаря относительной дешевизне (применительно к легковым автомобилям), просторности кабин и наличию мощных тяговитых бензиновых двигателей типа V8 и V10. Это привело к смещению спроса в сторону автомобилей такого типа и появлению в данном сегменте новых брендов, включая даже такие престижные, как “Кадиллак” и “Линкольн”.

Однако к середине 2000-х годов на североамериканском рынке в связи с ростом цен на топливо, частично спровоцированным избытком слишком прожорливых машин в американском парке, наблюдается некоторое падение интереса к особо мощным моделям пикапов, что заставило “Большую тройку” и американские филиалы японских компаний (например, “Тойота”) активнее продвигать пикапы с гибридными силовыми установками (двигатель внутреннего сгорания + электромотор с аккумуляторами). В то же время более компактные пикапы азиатского и европейского производства оснащают преимущественно экономичными дизельными двигателями.

По своей габаритности и максимальной возможности взять “на борт” пикапы делятся на легковые, компактные, среднеразмерные и полноразмерные. Легковые как-то не особенно прижились в России (самые яркие представители — Holden Crewman, Holden Ute, Dacia Logan Pick-Up, Subaru Baja), чего не скажешь о компактных. Основной процент обитающих в России пикапов приходится на них. Впрочем, и во всем мире компактные пикапы являются наиболее распространенными. Они построены на рамном шасси с небольшой кабиной, с рессорной подвеской на задних колесах и с бензиновыми или дизельными двигателями небольшого объема с 4 или 6 цилиндрами. Great Wall Deer, Ford Ranger, Mazda BT-50, Mitsubishi L200, Toyota Hilux — почти все эти модели встречаются в России в большом количестве и знакомы визуально каждому автолюбителю.

Nissan Navara/Frontier, Honda Ridgeline, Toyota Tacoma подпадают под категорию среднеразмерных, а Cadillac Escalade EXT, Chevrolet Silverado/GMC Sierra, Dodge Ram, Ford F-Series/Lincoln Mark LT, Nissan Titan, Toyota Tundra являются представителями категории полноразмерных пикапов. Как правило, это большие машины для перевозки грузов с возможностью взять на “борт” 2—2,5 тонны и потому являются специфическим товаром на рынке, не претендующим на массовость.

Брутальный, “чисто мужской” облик пикапов соответствует их характеру и выставляет наружу всю серьезность этих авто. Высокий клиренс (от 200 до 280 мм) позволяет пикапам без труда преодолевать бездорожье. Обычно присутствует пониженная передача, что тоже способствует хорошей проходимости. Встречаются разные варианты подвесок, но, как правило, передняя чаще классическая 2-рычажная с цилиндрическими пружинами или торсионами, задняя — рессорная, обычно с неразрезным мостом. Наиболее часто встречающиеся типы трансмиссий — постоянный полный привод или задний с жестко подключаемой передней осью. Многие представители кузова “пикап” оснащены электронной блокировкой заднего дифференциала. За пассивную безопасность в пикапах, как правило, отвечают крепкая лонжеронная рама и боковые защитные брусья в дверях. Все новые автомобили, как правило, снабжены подушками безопасности. Вообще по уровню комфорта современные пикапы ничуть не уступают тем же седанам, универсалам или джипам, а порой и превосходят их по оснащению.

Стоимость же пикапов в среднем в 1,5 раза ниже своих ближайших братьев-джипов: новые пикапы стоят в среднем 600—700 тысяч. Почти все заводы предоставляют гарантию на 3 года или 100 тыс. км пробега. Корейские пикапы еще дешевле своих японских и американских одноклассников при ничуть не уступающем оснащении в базовой комплектации. Как альтернатива — покупка пикапа б/у, правда, при этом на гарантию уже рассчитывать не придется.

Отечественные автопроизводители, кстати, за все время не произвели ни одного настоящего пикапа (индийская Tata Telcoline, выпускающая в Нижнеуральске, не в счет). Пробел восполнить решили на УАЗе, создав проект первого пикапа на базе джипа УАЗ “Патриот”, однако пока этим дело и закончилось. Хочется надеяться, уже в ближайшем будущем отечественный производитель сможет нас порадовать новым, с хорошими техническими характеристиками и недорогой стоимостью, первым российским пикапом.