Не дадим критикану повысить свою самооценку за чужой счет!

Жена-домохозяйка не успела приготовить ужин к приходу мужа, который очень голоден, к тому же он предупредил жену о времени своего прихода заранее. Как же может прозвучать его критика?

Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем порцию критики сами. Значительная часть этих замечаний высказывается “за глаза”, но с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Есть ли люди, которым нравится критика? Наверное, нет. Однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается.

Начнем с того, что критика бывает разная — конструктивная и неконструктивная. Причем она еще разделяется на подвиды:

  • конструктивная как по форме, так и по содержанию;
  • конструктивная по содержанию, но неконструктивная по форме;
  • конструктивная по форме, но неконструктивная по содержанию;
  • неконструктивная и по форме, и по содержанию.

Пример: жена-домохозяйка не успела приготовить ужин к приходу мужа, который очень голоден, к тому же он предупредил жену о времени своего прихода заранее. Как же может прозвучать его критика?

“Я расстроен, что ты не приготовила ужин, хотя заранее знала, когда я приду. Прошу тебя лучше рассчитывать время в следующий раз”. Это критика конструктивная и по форме, и по содержанию. Жена, скорее всего, будет реагировать спокойно и учтет критику на будущее.

“Полагаю, что тебе необходимо подумать над своей способностью планировать день. Пока ты не справляешься с этим”. Эта критика вежлива и конструктивна, но только по форме; содержание же ее неверно, т.к. имеет место неправомерное обобщение. Возможно, весь день жены был спланирован хорошо и ее опоздание с ужином вовсе не явилось результатом неумелого планирования. Жена будет считать себя незаслуженно задетой. Вполне возможно, что конфликт будет разрешен, если муж признает, что был не прав и переформулирует фразу.

“Почему ужин не готов?! Почему я должен ждать, приходя голодный домой после трудового дня?!” Это критика в целом верна по содержанию, но неправильна по форме. Скорее всего, жена будет оправдываться, а если поток критики не остановится, то либо “включится” защитная агрессия, либо она будет обиженно молчать. Возможно, она сделает для себя выводы на будущее, т. к. рациональное зерно в критике присутствует, но ее настроение будет испорчено.

“Неумеха! Плохая хозяйка мне досталась!” Эта фраза неконструктивна как по содержанию, так и по форме. Во-первых, муж осуждает не поступок жены, а дает негативную оценку ее личности. Во-вторых, такая “критика” не приносит пользы, а лишь вызывает ответный всплеск негатива. В общем, это самый худший вид критики, буквально “разъедающий”, подобно ржавчине, любые отношения.

Таким образом, лучше всего “срабатывает” полностью конструктивная критика, т. е. верная по содержанию и высказанная корректно и уважительно. Такая критика необходима каждому из нас, так как отражает, как в зеркале, наши недостатки, недоработки, ошибки. И именно потому, что она правильно высказывается, мы получаем шанс эти ошибки исправить. Остальные разновидности критики вызывают в основном негативные эмоции. Это путь неудовлетворенности, приводящий к депрессии и эмоциональным взрывам.

Сейчас давайте выясним основные мотивы критикующих.

Хотят самоутвердиться, принизив нас. Существуют люди, стремящиеся критиковать все и вся. Эти люди кажутся уверенными всезнайками, но на самом деле у них неустойчивая сниженная самооценка. Они поддерживают ее, критикуя других.

Нам завидуют. Популярная причина неконструктивной критики. Человек осознает, что ему чего-то не хватает и старается обесценить для себя этот факт, замаскированно критикуя то, чему завидует.

Хотят испортить настроение, т. к. недолюбливают. Если отношения с кем-то не складываются, если существует постоянный фон недовольства, то возникает почва для постоянных уколов критики. И сколько ни прислушивайся к таким “уколам”, критикан все равно найдет, к чему придраться.

Стремятся выплеснуть свои отрицательные эмоции. Об этом способе всем известно, и каждый из нас является то жертвой, то провокатором этого.

Хотят добиться собственной эгоистической цели. Например, одна из сотрудниц узнала, что в отделе открывается вакансия на вышестоящую должность и заранее начинает критиковать потенциальных конкурентов в надежде получить это место.

И, наконец, нам желают добра. Порой близкие люди, подруги, коллеги говорят нам что-то нелицеприятное, но верное. Внутренне мы сами испытывали угрызения совести по какому-то поводу, и слова окружающих в данном случае показывают нам: другие люди тоже согласны с нашей совестью. В этом случае от конструктивной критики не нужно защищаться, ее нужно осознать и переработать.

Если вы столкнулись с критикой, то как на нее отвечать?

Можно выделить пять основных типов реакции на критику: оправдание, агрессия, отрицание, молчание, анализ (это самый правильный способ реакции на критику: человек способен побороть негативные ответные эмоции и правильно отреагировать на замечания).

Можно и нужно учиться реагировать на критику правильно.

Первый компонент в вашей реакции, когда вы слышите критику, — эмоциональный. Вы можете ощущать неловкость, недоумение, неуверенность, спокойствие, гнев. В любом случае, сначала идет эмоция, а лишь затем включается разум. Учитывая это, применяйте следующие правила.

Постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Если вы внутренне не уравновеситесь, то не сможете реагировать правильно. Хорошим помощником является метод “диссоциации”: постарайтесь посмотреть на ситуацию как бы со стороны, как будто вы зритель в театре, а на сцене происходит действие. Это позволит снизить интенсивность эмоций и включить анализ ситуации.

Не показывайте эмоции, даже если вам не удалось справиться с ними. Если человек стремился к самоутверждению, хотел испортить настроение, то ваш растерянный вид — это то, что ему нужно. Не доставляйте ему такого удовольствия.

Говорите уверенно. То, насколько вы владеете собой, показывает тон вашего голоса. “Правильные” фразы, произнесенные тихим, сомневающимся тоном, будут расценены как попытка оправдаться. Если же вы говорите твердо, уверенно и спокойно, то они будут восприняты как доказательства и разумные доводы.

Второй компонент реакции на критику — аналитический. Он наступает, только когда вы справитесь со своими эмоциями. Вы должны определить, насколько конструктивной является критика, как по форме, так и по содержанию. После этого приступайте к обдумыванию целей оппонента, стоящих “за” критикой. И затем нужно достойно реагировать! Возможно, в первое время это будет занимать значительное время, и вы будете брать “молчаливую паузу”, переводить разговор на другую тему или откладывать разговор. Однако постепенно вы сможете так “натренироваться”, что будете преодолевать эмоциональный дискомфорт, определять конструктивность критики и цели оппонента за полминуты и отвечать достойно и без ущерба для себя.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика