
Любая женщина может быть красавица
Хрупкая женщина с жесткими моральными принципами, прирожденная травести, безгранично раздвинувшая границы своего амплуа, стойкий борец за новые формы в искусстве, почитательница современного театра, предпочитающая жить не прошлым, а настоящим. Это все — замечательной актрисе Лии Ахеджаковой, которая сегодня отмечает день рождения.
Ахеджакова родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра. Мать работала там же актрисой. Это было послевоенное время — вокруг полная нищета и разруха. Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где можно было забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку. Они отдыхали и заряжались энергией. Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла.
Актерам приходилось выступать в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле “Коварство и любовь”.
Ахеджакова говорила о маме: “Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. В жару набегается как борзая, придет домой, ведро холодной воды на себя выльет — и в театр. Сначала первое воспаление легких, затем второе, потом и туберкулез. Лежать нельзя, надо работать, а болезнь запустили. И вот мою маму с четырьмя кавернами в легких затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность — в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а мама в этот день играла Сюзанну из “Женитьбы Фигаро”: нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…”.
В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше, чем учеба в институте. В конце концов Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп.
Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию — поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году. Одновременно с учебой она начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку внешность Лии располагала к детским ролям. Она стала интересной актрисой, чистой травести. “Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт, — вспоминает Лия Ахеджакова. — Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня “узкопрофессионально”: травести — и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе бабушку (в двадцать-то лет!). Конечно, это все крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа в “Винни-Пухе”.
В 1977 году Ахеджакова круто изменила свою судьбу — начала играть в театре “Современник”. Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу вмешался случай: режиссер Роман Виктюк поставил для Лии “Коломбину”. Эта роль и переменила ее судьбу.
В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: “Виндзорские насмешницы” Уильяма Шекспира — миссис Форд, “Крутой маршрут” Евгении Гинзбург — Зина Абрамова, “Предупреждение малым кораблям” Теннесси Уильямса — Леона Доусон, “Трудные люди” Йосефа Бар-Йосефа — Рахель и “Мы едем, едем, едем...” Николая Коляды — Зина.
Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле “Селестина”. Пьеса написана маститым российским драматургом екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Лия Ахеджакова получила главную героиню — колдунью и сводницу Селестину.
“Нечасто видишь такую самоотверженную любовь к театру, — отмечал Николай Коляда. — Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно”.
С 1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль — роль Тани в телефильме “Ирония судьбы, или С легким паром!” — была замечена критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.
Потом была секретарша Верочка в “Служебном романе”, где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были до этой картины.
В фильме “Гараж” Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова “Небеса обетованные”, где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила “Нику 91” в номинации за лучшую женскую роль второго плана.
Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте “Двадцать дней без войны” или главная роль в “Гараже”. Персонажи ее вроде бы нереальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в ее гиперболы.
- болезнь, Предупреждение, женщина, мама, отец, Том, День, Первое, Любовь, Часть, Появление, Ведро, Склонность, Интерес, Случай, Внешность, Встреча, Актриса, Репертуар, Вечер, Спектакль, Воспаление, Покорение, Одиночество, Паром, Маршрут, Эпизод, Современник, Район, Гараж, Дар, Красавица, Нищета, Пьеса, Корсет, Форд, Коляда, Коварство, Самоотверженность, Разруха, Почитательница
April 2022
March 2022
February 2022
January 2022
December 2021
October 2021
September 2021
August 2021
July 2021
June 2021
May 2021
April 2021
March 2021
February 2021
January 2021
December 2020
November 2020
October 2020
September 2020
August 2020
July 2020
June 2020
May 2020
April 2020
March 2020
February 2020
January 2020
December 2019
November 2019
October 2019
September 2019
December 2018
October 2018
March 2012