
Психологи считают, что игры — зеркало душевного мира ребёнка. Заглянув в него, можно увидеть отношение малыша к семье, сверстникам, окружающему миру. И тогда станет легче понять страхи, сомнения и самые сокровенные мечты маленького человека.
Ваш сын говорит, что сегодня он пират и у него совершенно нет времени на глупости, ведь через пять минут назначен абордаж, а дочка уже разложила игрушечную посуду на столе и приглашает всё семейство отужинать в её собственном ресторане. Что ж, это нормально, а главное полезно! Ведь именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок наиболее полно выражает свои мысли и чувства. Главное для родителей — научиться играть с малышом правильно и понимать, что скрывается за простеньким сюжетом. Тогда можно будет извлечь из обычных игровых занятий максимум пользы.
Если ребёнок зовёт вас играть в “дочки-матери”, вам с большой долей вероятности отведут роль “дочки” или “сыночка”. Зато теперь у вас есть шанс полюбоваться собственным отражением. Да, вот таким в родительской роли видит вас ваш ребёнок. Вы без труда узнаете собственные интонации и любимые выражения. Конечно, реальность будет несколько искажена, но зато станет ясно, как малыш воспринимает сложившиеся семейные отношения.
Игра в дочки-матери даёт родителям очень полезную информацию о том, как сын или дочь переживает события, происходящие в семье, кого из родственников он больше всего любит, кого уважает, кого побаивается, а возможно, кого-то и ненавидит. Только в игре вам откроются истинные чувства, которые ребёнок побоится обнаружить в любой другой ситуации.
Здесь задача родителей внимательно наблюдать, анализировать и оценивать. Возможно, какие-то модели поведения членов семьи должны быть серьёзно скорректированы. Повлиять на ситуацию можно и с помощью игрового сюжета. Коль скоро вам досталась “детская” роль, покажите на кукольном примере, как должен, по вашему мнению, вести себя ребёнок, как нужно реагировать в случае возникновения тех или иных конфликтов.
Не менее полезно поучаствовать в игре “детский сад”, “школа” или “занятия танцами”. Присмотритесь, как ведёт себя “учительница” или “воспитательница”. Если в игре исполнитель этой роли позволяет себе грубость, окрики или рукоприкладство, это серьёзный повод задуматься, какому человеку вы доверяете воспитание своего малыша.
Уже потом, после игры, поговорите с ребёнком, не случалось ли в реальной жизни ситуаций вроде той, что вы только что с ним разыграли. Невинный игровой сюжет очень часто несёт в себе отпечаток повседневных взаимоотношений и становится серьёзным поводом объясниться с персоналом детского учреждения.
Если же по сценарию вам с ребёнком достались роли учеников или воспитанников, вы сможете заглянуть в мир детских взаимоотношений. Это позволит узнать, какие проблемы и сложности в нём возникают. Особенно важно обратить внимание на то, каким образом ребёнок решает эти сложности. Одни дети уходят от конфликтной ситуации и стараются не обострять отношений, другие выбирают путь агрессии, и тогда, например, становится понятно, почему ваше чадо регулярно приходит домой в разорванной одежде, с синяками и ссадинами. Разыгрывая предложенную ситуацию, родители могут по ходу дела подсказать и показать модель поведения более сложную, чем пришла бы в голову четырёхлетнему или семилетнему ребёнку, и помочь найти выход.
Огромное значение сюжетно-ролевые игры имеют тогда, когда ребёнок сталкивается с ситуацией драматического характера. Тут игра помогает нивелировать любые события, которые потрясли или затронули его. Так, например, если ребёнок попал в больницу и пережил там неприятные минуты, дома он может взять игровой набор врача и заняться лечением членов своей семьи. Раз за разом, проигрывая пережитое, но уже с ощущением того, что теперь он главный и всё у него под контролем, малыш сможет постепенно забыть и “переболеть” все негативные ощущения, прошлые неприятности.
Хороши ролевые игры и для преодоления детских страхов. В данном случае важно, что особенность данного вида игр в том, что ребёнок, по сути, принимает на себя роль сложного психологического содержания, и она не обязательно должна быть положительной. Иногда для преодоления фобий нужно побыть и жутким монстром, и жёстоким капитаном Крюком или страшной бабой-ягой. Если существует некий пугающий персонаж, ребёнок может представить себя как на месте этих самых злодеев, так и сразиться с ними в роли супергероя (Питера Пена, Венди или Богатыря). После таких спектаклей чувство страха слабеет, а иногда и вовсе исчезает.
Задача родителей в данном случае заключается прежде всего в том, чтобы подать идею игры, заметив и оценив существующую проблему. Ну и, разумеется, талантливо отыграть роль, предложенную маленьким режиссёром.
Участвуя в ролевой игре, можно ненавязчиво привить ребёнку новые знания и навыки, расширить его представления об окружающем мире. Именно игровой подход к обучению в дошкольном возрасте даёт наилучшие результаты.
Хотите позаниматься с дочкой математикой? Предложите ей устроить застолье для игрушек и выделите для этой цели угощение. Да, радушной хозяюшке придётся разделить поровну шесть конфет между тремя куклами и четыре морковки между двумя зайчиками. А заодно подсчитать, сколько тарелок понадобится для всей компании.
Желаете научить основам этикета? Поиграйте в “день рождения”. Гостей надо будет вежливо поприветствовать, поблагодарить за подарки, не забыть попрощаться, когда праздник подойдёт к концу.
Самые простые игры вроде “семьи”, “магазина”, “доктора”, “ресторана” прививают детям первые социальные навыки. Ведь необходимо правильно обратиться к продавцу в магазине или официанту в кафе, а официант и продавец должны уметь вежливо и по существу ответить клиенту.
Наконец, играя в ролевые игры с родителями, ребёнок развивает и собственную коммуникативную составляющую. Ему приходится брать на себя роль ведущего и объяснять взрослым актёрам, что от них требуется, растолковывать основную идею игры, обсуждать сюжетные повороты.
И всё-таки главное в совместных ролевых играх — это прекрасная возможность для родителей лучше узнать своего ребёнка, установить с ним более тёплые и доверительные отношения, попробовать общение на равных.
- Психология, Школа, Воспитание, Внимание, зеркало, общение, 135-2011, пена, праздник, продавец, Том, День, Возможность, Путь, Той, Дочь, Сын, Задача, Чувство, Выход, Особенность, Значение, Семейство, Официант, Игра, Исполнитель, Детская, Учительница, Абордаж, Воспитательница, Сад, Угощение, Грубость, Персонаж, Пират, Реальность, Подход, Шанс, Отпечаток, Сюжет
April 2022
March 2022
February 2022
January 2022
December 2021
October 2021
September 2021
August 2021
July 2021
June 2021
May 2021
April 2021
March 2021
February 2021
January 2021
December 2020
November 2020
October 2020
September 2020
August 2020
July 2020
June 2020
May 2020
April 2020
March 2020
February 2020
January 2020
December 2019
November 2019
October 2019
September 2019
December 2018
October 2018
March 2012