Прекрасный мир Есенина

Зачем русский поэт приезжал в Ташкент?

Есенин, в чём сходятся многие исследователи его творчества, может быть, самый русский поэт, ибо ничья другая поэзия настолько не происходила из шелеста берёз, из мягкого стука дождевых капель о соломенные крыши крестьянских изб, из песен на околицах. В эти дни вновь будут вспоминать о поэте, который 3 октября отмечал бы свой день рождения.

Родился Сергей Есенин в крестьянской семье, ребёнком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырёхклассное училище, он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе, из которой вышел “учителем школы грамоты”. Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушёл из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского.

Зачем русский поэт приезжал в Ташкент?

С детства слагавший стихи, Есенин обретает единомышленников в “Суриковском литературно-музыкальном кружке”. Печататься начинает в 1914 году в московских детских журналах.

В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приёмах у меценатов, выступать на концертах.

На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован, происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах “Общества возрождения художественной Руси” при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию.

Первый сборник стихов поэта “Радуница” (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нём свежую струю и отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах “Радуницы” и последующих сборников (“Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, все 1918 года, и др.) складывается особый есенинский “антропоморфизм”: животные, растения, явления природы и очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.

В 1918 году Есенин, с воодушевлением встретив революцию, пишет несколько небольших поэм (“Иорданская голубица”, “Инония”, “Небесный барабанщик”), проникнутых радостным предчувствием “преображения” жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий.

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта” (в 1920 году распался длившийся около трёх лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстаёт хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим “из притона в притон”, где его окружает “чужой и хохочущий сброд”. А потом он встретил американскую танцовщицу Айседору Дункан (осень, 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе и Америке, сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их “взаимонепонимание”, усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием “быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР”. В этот период (1923—1925) создаются его лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща золотая...”, “Письмо к матери”, “Мы теперь уходим понемногу...”, цикл “Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина” и др.

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины. Правда, в революции он разочаровывается, что отражается в творчестве. Одним из последних его произведений стала поэма “Страна негодяев”, в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах. При этом он в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.

В конце ноября 1925 года из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой.

В ночь на 28 декабря в гостинице “Англетер” происходит трагедия. Сергей Есенин погибает при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия — самоубийство — отрицается многими исследователями. Существует предположение, что произошло тайное убийство по приказу властей.

Это общеизвестные факты из биографии Сергея Есенина. Конечно, есть те моменты, о которых знают немногие. На днях к нам в редакцию обратился Геннадий Федорович Итаитаев, который рассказал вот какую историю: “В 1986 году я три месяца жил в Ташкенте — изучал самолёт ИЛ-62. Там узнал, что, оказывается, в Ташкенте есть музей С. А. Есенина. Удивился, откуда в центре Средней Азии может взяться музей великому русскому поэту. И узнал, что в 1921 году С. Есенин жил в Ташкенте у своего друга поэта А. Ширяевца, так что основания для создания музея были. Мне повезло — я оказался в музее в то время, когда туда приехал друг сына Есенина Константина Сергеевича. Он привёз много фотографий, рассказал много интересного о Константине Сергеевиче. А зашёл он в музей по такому поводу: во время Великой Отечественной войны, когда немцы рвались к Москве, по распоряжению правительства из Ясной Поляны должны были эвакуировать документы из музеев Толстого, Горького и Маяковского. Вдова С. А. Есенина Софья Андреевна Толстая-Есенина совершила мужественный поступок: в те документы положила материалы из музея С. А. Есенина, который к тому времени был закрыт. В Томский университет пришло распоряжение выделить две комнаты, зарешётить окна и “денно и нощно” охранять документы. После войны на томском университет появилась памятная доска: “Здесь в годы войны хранились документы из музеев Толстого, Горького и Маяковского”. И друг сына попытался восстановить справедливость — чтобы на этой доске добавили фамилию Есенина. Но в Томске на это не соглашались. Вот друг Константина Есенина и приезжал в ташкентский музей, чтобы там подтвердили, что действительно в Томск привозили во время войны документы из их учреждения. Позднее я спрашивал у директора музея, чем закончилась эта история. Он сказал, что не знает, так как друг Константина Есенина вскоре умер. Вот и интересно, появилась ли всё-таки фамилия Есенина на той доске?”.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика