Защита для пешеходов

По красноярской статистике в авариях с участием пешеходов последние виноваты примерно в половине случаев. Как следует из описаний-протоколов инспекторов ГИБДД, горожане переходят дорогу не в том месте, выскакивают внезапно и регулярно не смотрят на светофор. Впрочем другая половина — водители виноваты не меньше: так же проскакивают на “красный”, не снижают скорость во дворах и регулярно не видят в темноте пешеходов в тёмной одежде.

По красноярской статистике в авариях с участием пешеходов последние виноваты примерно в половине случаев. Как следует из описаний-протоколов инспекторов ГИБДД, горожане переходят дорогу не в том месте, выскакивают внезапно и регулярно не смотрят на светофор. Впрочем другая половина — водители виноваты не меньше: так же проскакивают на “красный”, не снижают скорость во дворах и регулярно не видят в темноте пешеходов в тёмной одежде.

Но если посмотреть итоги протоколов, то пострадавшие в этих ситуациях чаще всё-таки пешеходы: им потом требуется лечение и долгое восстановление вне зависимости от вины. Водители чаще отделываются царапинами и вмятинами на своём авто. Некоторые потом предъявляют бесколёсным гражданам претензии о компенсации ремонта. Это и стало предметом многолетнего спора: справедливо ли взыскивать деньги с пострадавшего пешехода, который после выхода из больницы остаётся ещё и должен по судебным искам?

По словам юриста страховой компании “Надежда”, при причинении вреда жизни или здоровью третьих лиц — пешеходов, пассажиров — водитель транспортного средства отвечает перед пешеходом независимо от того, виноват в ДТП пешеход или сам водитель. Исключение лишь ситуации, когда доказано, что потерпевший сам кинулся под колёса. Поэтому автовладельцы, как правило, не обращаются с требованиями к виноватым в ДТП пешеходам, поскольку те, в свою очередь, вправе обратиться к владельцу ТС с требованием о возмещении вреда здоровью или в связи с потерей кормильца.

— Взыскание компенсации с пешехода — виновника аварии возможно только по договорам КАСКО, у нас в компании это большая редкость, — говорит Наталья Шеходанова, первый заместитель генерального директора страховой компании. — По ОСАГО по Гражданскому кодексу водитель, причинивший вред здоровью пешехода, оказывается виноватым без вины. Его страховая компания будет платить пострадавшему или его наследникам, даже есть докажут, что водитель совсем не виновен. Таких случаев много.

Что же касается машин, застрахованных по КАСКО, то здесь количество исков к пешеходам только растёт. Машину ремонтируют, а потом страховщики регрессно выставляют им счета. И ещё в 2012 году все суды, включая Конституционный и Верховный, подтвердили законность подобных требований. Страховщики руководствуются тем же Гражданским кодексом, который гласит, что хотя водитель и обязан возмещать ущерб в любом случае, так как управляет средством повышенной опасности, но виновник ДТП — пешеход несёт такую же ответственность за причинённый материальный вред. И с причинителя вреда ущерб должен быть взыскан в полном объёме. В суды начали поступать иски страховщиков.

После споров о справедливости в ситуацию вмешалось Министерство финансов и внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании системы страхования. В частности, в нём предлагают уточнить перечень оснований, по которым страховщик, выплативший страховое возмещение, потом взыскивает их с того, кто виноват в ДТП. По проекту такое взыскание запрещается предъявлять виновному пешеходу, который получил в ДТП ранение, увечье или вовсе погиб. Законопроект был принят депутатами в первом чтении.

“Очень странно, если ты водитель, то платишь всегда, а если ты пешеход, то не будешь ни за что платить, даже если виноват? Это дискриминация!”, “А нечего гонять с такой скоростью, что не можешь затормозить перед пешеходом вовремя!”, “Пусть носят светоотражающую одежду в любое время года, а то оденутся в серое и потом жалуются, что их не видно на дороге!” — так обсуждали поправки в интернет-сообществе. Но никто не заметил перекос в самой ситуации: водители страхуют свои машины, и в случае ДТП за них заплатит страховая компания. А вот для пешеходов такая страховка не предусмотрена, поэтому платить приходится из своего кармана. Не слишком ли дорогая плата — сотни тысяч рублей за один неправильный переход из-за спешки, за который ты и так наказан неделями в больнице?


НЮАНС

В Красноярске, по статистике ГИБДД, число аварий по вине пешеходов постепенно снижается: в 2016 году их было 251, при этом 10 пешеходов были пьяными; в 2017-м — 234 аварии и семь пьяных пешеходов; за 10 месяцев 2018 года — ДТП по вине пешеходов случилось 188, и пока ни одного пешехода в алкогольном опьянении.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика