Тауно Кангро: “Мне до сих пор снится, что я выше папы”

Его работы стали раскупать почти сразу, как выставка открылась в Красноярске. Некоторые из них художник из Эстонии Тауно Кангро подарил своим новым сибирским друзьям.

Его работы стали раскупать почти сразу, как выставка открылась в Красноярске. Некоторые из них художник из Эстонии Тауно Кангро подарил своим новым сибирским друзьям. Поэтому у горожан осталось только пять дней, чтобы полюбоваться на эти чудо-скульптуры, потом они отправятся по частным коллекциям. Тауно, который также во время своего визита стал участником фестиваля “Парад звёзд в оперном” и сыграл на сцене Красноярского оперного роль в спектакле “Рафаэль”, говорит, что признателен за горячий приём. Художнику очень понравилось на Столбах: его сердце покорили горные хребты и великолепные пейзажи. За неделю пребывания в Красноярске Тауно стал очень популярен, за ним буквально вереницей следовали поклонники, коллеги-художники, земляки-эстонцы… Самый известный скульптор Эстонии с радостью общался со всеми, делился впечатлениями, рассказывал о себе и своих работах.

Гора поцелуев

— Таких гор, как у нас в Эстонии, у вас вообще нет. У нас холм высотой в два метра уже считается горой. Примерно такой высоты, например, у нас Гора поцелуев, где установлены мои скульптуры, изображающие момент до поцелуя и после. С ними была интересная история. Я рубил их два года, но разрешения на их установку мне не давали. И вдруг — чудо какое-то. Мне звонит тогдашний мэр Таллина и говорит: “У тебя есть какие-то фигурки гранитные, нужно их установить завтра. Во время праздника я их сам открою”. Причём говорит таким тоном, как будто мы с ним виделись утром, хотя мы не были знакомы. “Как же так? — спрашиваю. — Разрешения ведь нет, а в Эстонии ничего нельзя установить без документов. Но мэр сказал, что всё берёт под свою ответственность. В общем, сказал — сделал. Так моя мечта воплотилась в жизнь.

За себя и свою мечту надо бороться. В этом я уверен. Никто за тебя это не сделает. У меня есть один интересный проект. Это огромная скульптура героя эстонского эпоса Калевипоэга, которая должна была быть установлена в Таллинском заливе, прямо в воде. Великан в руках держит лодки с людьми, идёт к берегу. Легенда рассказывает о том, что богатырь Калевипоэг хотел найти конец мира и отправился в путешествие. Через несколько лет он понял, что это невозможно: он вернулся в ту же точку, откуда вышел. И он понял, что самое лучшее место на земле — родной дом. Мне было тридцать лет, когда я приступил к реализации идеи. С тех пор прошёл уже 21 год, и проект ещё не завершён. Но не из-за денег, они нашлись. Дело в том, что таллинские власти решили объявить конкурс работ на воплощение идеи “Возвращение Калевипоэга”. Я возмущался: “Ведь это моя идея, я её придумал, рассказал о своей мечте газетам, и вы её оттуда взяли”. Но, несмотря на протесты, конкурс был объявлен. Я сказал себе: “Успокойся, всегда можно сделать ещё лучше” и принял участие в конкурсе. Я стал победителем. Но разрешение на установку мне так и не дали. Буду бороться дальше, чтобы моя мечта сбылась.

Статуя Калевипоэга должна была стать самой большой бронзовой в Прибалтике — она больше двадцати метров. Почему я его сделал таким большим? Дело в том, что действительно для своего времени, когда средний рост человека был полтора метра, он со своими двумя метрами тридцатью сантиметрами являлся просто гигантом.

Мой папа был два метра четыре сантиметра, и он мне всегда говорил: “Ты вообще ничего, только такой маленький…”. В детстве я, и правда, был невелик, вырос только в седьмом-восьмом классе. Но до папы, который умер, когда я учился во втором классе, я так и не дорос: мой рост — метр девяносто один. До сих пор мне снится, что я вырос на два сантиметра выше папы. Такой след оставили в душе его слова. И теперь я думаю, что он, сказав мне это, очень помог в жизни. Потому что “комплекс Наполеона” двигал меня вперёд, заставлял ставить трудные задачи и выполнять их. В творчестве я старался стать выше себя.

Спасти Ленина

— Я считаю, что искусство должно быть вне политики. Стараюсь её не касаться. Именно поэтому, когда в мутное время, после распада СССР, в Эстонии начали уничтожать скульптуры, установленные в советский период, я стал выступать против того, чтобы памятники отправляли на переплавку и так далее. “Ни в коем случае их нельзя сдавать в лом”, — сказал я, когда спросили моё мнение в 1992 году. В ответ услышал: “Это ещё почему? Вы коммунист?” Совсем нет. Суть в другом. Скульптуры — будь то памятник матросам или памятник Ленину — часть истории искусства и мировой истории. Если по какой-то причине их нельзя оставить там, где они были изначально установлены, их нужно переместить в парк искусств или исторический музей. К тому же это бесценный материал для учёбы — на его примере можно показывать студентам, как делать руки, нос им так далее. Часть работ я спас, стал собирать. И сейчас, когда прошло двадцать пять лет, наконец в умные головы пришла мысль: а давайте создадим в Эстонии скульптурный сад, где поставим монументы советского времени. Где вы были раньше?! Но пусть и через четверть века, но я дождался, когда моя идея воплотилась в жизнь, и спасённые скульптуры пригодились. Среди спасённых и памятник таллинского Ленина. У него была снята рука, но потом мы её нашли. Нельзя, чтобы наши внуки увидели, что мы, борясь с варварским прошлым, сами использовали варварские методы. Варварство надо остановить.

В Красноярске я познакомился с местными скульпторами, студентами института искусств. У вас чудесные художники. Я хочу, чтобы в Эстонии прошёл симпозиум, в котором бы приняли участие сибирские мастера. Я готов принять их у себя на вилле. Там есть мастерские, где можно моделировать скульптуры. Результатом нашего сотрудничества, дружбы станет совместная выставка, которую мы покажем в Европе.

На следующий год мы хотим делать театральный фестиваль, на который хочу пригласить Красноярский театр оперы и балета с чудесной постановкой Неэме Кунингаса “Евгений Онегин”. Я остался в восторге от спектакля — это мировой уровень.

“Евгений Онегин” — один из первых спектаклей оперного певца, мировой звезды Дмитрия Хворостовского, которому посвящён в этом году фестиваль “Парад звёзд в оперном”. В Красноярске объявлен конкурс на проект памятника Дмитрию Хворостовскому. Я тоже приму участие в нём. Для меня это большая честь.

Всегда делай ещё лучше

— Считаю, что уместнее и правильнее, когда в России работают русские скульпторы, в Грузии — грузинские, в Эстонии — эстонские… Если ты родился на той или иной земле, лучше чувствуешь и понимаешь её особенности, самобытность. Но искусство не имеет границ, работать для другой страны для меня так же интересно, как и для своего народа. Но прежде, чем решиться на это, необходимо изучить ту территорию, где возможно появится твоя скульптура. Это очень важно — почувствовать атмосферу, понять, что ты делаешь и для кого.

Мой учитель всегда говорил, что пока художник жив, всегда есть возможность сделать ещё лучше. Также необходимо очень много работать. Даже если у тебя 99 процентов таланта, к этому надо прибавить ещё 199 процентов труда. Надо уметь справляться и с рутиной, которая присутствует в творчестве. Чтобы добиться своей цели, вставай в шесть утра, делай зарядку, не пей каждую ночь… Дисциплина очень важна в нашем деле.

Случается, что мои скульптуры начинают жить своей жизнью. Например, моя скульптура “Бык”, которая стоит в городе Раквере. В 2002 году её установили на 700-летие города, она стала его символом. Спустя несколько лет я узнал следующее: в городе существует поверье, что девушка, желающая забеременеть, должна потереть этому огромному бронзовому быку половые органы — они у него уже стали золотыми. Говорят, что задуманное сбывается. Местные жители свято верят в примету, я же, когда создавал быка, о подобном даже не подозревал. Повлиял ли ракверский бык на меня? Не знаю. Но у меня шестеро детей: пять девочек и один мальчик. Совсем скоро на свет появится ещё одна дочка.

Досье

Тауно Кангро родился в 1966 году в Таллине — эстонский скульптор и художник. Член Союза художников Эстонии (1994). С 1976-го по 1984 год Тауно Кангро учился в скульптурной мастерской художника Калью Рейтеля в Таллине. Затем, с 1986-го по 1993 год, — на отделении скульптуры в Эстонской академии художеств. В своих произведениях скульптор использует много камня и металла. Скульптор считает, что в них кроется невероятно могучая сила, и ему этот материал особенно близок.


“Бык” в Раквере — самая большая статуя животного в странах Балтии. Длина быка — более семи метров, высота — три с половиной (с гранитным основанием — пять метров). Вес — примерно семь тонн.


Бронзовая скульптура Тауно Кангро “Счастливый трубочист”, установленная в 2010 году, — один из известных памятников Эстонии, неофициальный символ Таллина.

Форма пупка и страсть
Форма пупка и страсть

17 апреля 2024 г. 0:35

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика