Школьной травле объявили войну

Задать свои вопросы экспертам, получить детальные рекомендации о том, как распознать травлю, и советы о том, как от неё избавиться, можно на сайте проекта травлинет.рф.

Каждому ребёнку необходимо ощущать себя в безопасности. Но есть такое явление в детских коллективах, как буллинг, или попросту травля. Объекты психологического или физического насилия всегда испытывают сильный стресс и страдания. Сделать среду, в которой растут дети, дружелюбной и безопасной призван всероссийский проект “ТравлиNet”. Он реализуется с декабря 2017 года на средства Фонда президентских грантов.

Проект объединяет специалистов разных сфер и возрастов. Это учащиеся, их родители и педагоги, психологи и социологи, писатели, актёры, журналисты и общественные деятели. Задача всех этих людей одна — сделать мир детей безопасным и избавить каждого ребёнка от травли. А столкнуться с ней может, увы, каждый. И так было всегда.

“Само выражение “козёл отпущения” пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и отправлять его в пустыню на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла — свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир”, — говорит педагог-психолог Людмила Петрановская, которая также является экспертом проекта “ТравлиNet”.

Психолог уверена, что нужно, во-первых, суметь распознать проблему, а во-вторых, грамотно её решить. Многие взрослые путают травлю с конфликтом или даже игрой, списывают всё на проблемы переходного возраста или непопулярность конкретного ребёнка в классе. Проект даёт чёткие разъяснения о том, что такое травля, и, главное, алгоритм борьбы с ней. Отдельно для ребёнка и педагога. Потому что буллинг можно победить только сообща.

“В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, — уверена идейный вдохновитель проекта Ольга Журавская. — Безопасность социума нарушается для всех. Способствует ли это процессу обучения? Нет. Многие видят в этом только проблему ученика, его семьи. Но нужно работать со школой, потому что большую часть времени ребёнок находится там”.

Педагог с многолетним стажем, директор школы № 86 имени М. Ф. Стригина, депутат Красноярского городского Совета Марина Малышева согласна с тем, что травля — общая проблема. И решать её нужно сообща. А главное — пытаться пресекать проявления травли на корню.

— Работа с детьми — это всегда сложный процесс, который не ограничивается только учебной деятельностью, — говорит Марина Михайловна. — Я не могу сказать, что травля — распространённое явление, однако закрывать на это глаза, утверждая, что его нет совсем, нельзя. Бывали и в моей практике сложные параллели классов, в которых происходили конфликты. И задача школы — попытаться предотвратить их развитие. Здесь, конечно, нашими союзниками должны стать родители. Именно из семьи дети черпают модели своего поведения. И если в каких-то семьях унизить или ударить человека — это обычное дело, то это, скорее всего, придёт и в класс. Педагоги должны тщательно следить за поведением учеников, вычислять проблемные моменты в межличностном общении.

Марина Малышева отметила, что если травлю не удалось предотвратить, то с ней нужно незамедлительно бороться. Включаться в борьбу должен весь коллектив, чтобы истреблять атмосферу цинизма в школе.

Главное, чтобы учреждения не закрывали на проблему глаза и сами дети не умалчивали о том, что подверглись травле. В этом уверена психолог Виктория Жаденова. Эксперт считает, что от травли страдают все — от учеников до экономики, которая из-за травли не получает здоровых, активных, желающих познавать и развиваться людей, а получает “инвалидов, травмированных в детстве”.

— Хочется призвать всех взрослых: спросите своего ребёнка, всё ли у него хорошо в классе, пока ещё не поздно, пока ещё всё можно исправить и защитить его, — советует Виктория Жаденова. — Вам не сложно, а ребёнку как минимум приятно и как максимум целая сохранённая полная радости жизнь.


Как победить травлю в школе?

Памятка для детей, подвергшихся травле

Что делать не стоит:

  • спорить с обидчиками
  • отвечать тем же
  • угрожать
  • делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза
  • делать вид, что тебе смешно, если это не так
  • убегать и прятаться
  • плакать и жаловаться
  • бросаться в драку
  • вообще пытаться непременно всё это остановить

Как правильно реагировать на травлю:

  • пожать плечами (“может, и так”)
  • улыбнуться (“я так рад, что вам весело”)
  • перевести внимание на обидчиков (“да, я знаю, что тебе нравится так говорить”)
  • задать встречный вопрос (“тебе хочется так думать?”)
  • согласиться (“да, у меня полно недостатков, ты верно заметил”)
  • дать разрешение (“ты можешь так думать, если хочешь”)

Смысл любых правильных реакций — показать, что то, что происходит — их дело, а не твоё. Это они тут что-то думают, чего-то хотят, скачут-прыгают-кричат, какие-то имеют мнения и интересы. Ты этим если и интересуешься, то из вежливости. Поначалу обидчики могут ещё больше разойтись: попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что им, правда, нет никакого дело ни до твоего внешнего вида, ни до твоих качеств. Им хотелось получить удовольствие от твоей обиды и от своей власти над тобой. А нет обиды — нет и власти, и смысла продолжать тоже нет.


ВАЖНО!

Иногда травля переходит все границы, и дело не ограничивается обидными словами.

  • тебе сделали по-настоящему больно?
  • намеренно сломали твою вещь/испортили одежду/отняли деньги?
  • мешают спокойно есть/переодеваться/пользоваться туалетом?
  • угрожают тебе?

Это уже не просто травля. Это — настоящее насилие, и оно запрещено законом. Не нужно это терпеть. Немедленно сообщи взрослым: учителю, родителям и попроси о помощи.

Памятка для детей — свидетелей травли

Тот, кого обижают, может научиться реагировать правильно, и от него отстанут. Значит ли это, что травля в классе прекратится? К сожалению, нет. Травля — это болезнь группы, лечить её надо тоже всем вместе. Это несложно. Достаточно нескольким ребятам договориться, что они больше не будут пассивно смотреть, как над кем-то издеваются.

Что делать?

  • Сказать: “Это не круто. Это глупо. Прекратите”.
  • Подойти к тому, кого обижают, и сказать ему: “Не слушай, это они сдуру”.
  • Поговорить с агрессорами и сказать, что вам это не нравится, и если они не прекратят, вы расскажете взрослым.
  • Попросить учителя помочь вам.


Памятка педагогам

Что можно сделать, чтобы предотвратить травлю в школе?

1. Присвоить проблему.

Мы помним, что травля — болезнь группы, значит, работать с ней должен тот человек, который общается с группой и руководит ею, кто может задавать правила игры. То есть учитель, классный руководитель.

2. Назвать явление.

Никаких “У Пети не ладится с одноклассниками”. Когда ребёнка намеренно доводят до слёз, систематически дразнят, отбирают и портят его вещи, когда его толкают, бьют, обзывают, подчёркнуто игнорируют — это называется “травля”. Пока не назовёте происходящее своим именем, ничего не получится сделать. Неназванную проблему решать невозможно.

3. Дать однозначную оценку травле.

Люди могут быть очень разными, они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод грызть друг друга, как пауки в банке. Поэтому хорошо бы педагогу сначала спросить себя о своём отношении к другим и непохожим.

4. Обсуждать травлю как проблему группы.

Когда людям предъявляют моральное обвинение, они начинают защищаться. Дети не исключение. Поэтому не надо спорить о фактах, выяснять, кто именно и т. д. Нужно дать понять, что вы знаете, что происходит, и не намерены с этим мириться.

5. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.

Результат не будет прочным, если дети просто примут к сведению формальные требования учителя. Задача — вывести их из “стайного” азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.

6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт.

Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: “У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются”. Правила выписываются на листе, и за них все голосуют. Ещё лучше — чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять.

7. Поддержка позитивных изменений.

Важно, чтобы взрослый, который взялся решать проблему травли, не бросал это дело. Он должен регулярно спрашивать, что удаётся, что трудно, чем помочь. Можно сделать “счётчик травли”: какой-нибудь сосуд, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похоже на насилие, может положить камешек. Можно ставить спектакли и делать коллажи про “хронику выздоровления”. Суть в том, что группа постоянно получает интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей общим делом.

8. Гармонизировать иерархию.

Теперь пора думать про то, чтобы каждый ребёнок имел признание в чём-то своём, мог предъявить себя группе, быть полезным в ней. Праздники, конкурсы, походы — арсенал богатый. Признак гармоничной иерархии — отсутствие жёстко закреплённых ролей “лидеров” и “массовки”, гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той — другой. Один лучше всех рисует, другой шутит, третий забивает голы, четвёртый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.


Задать свои вопросы экспертам, получить детальные рекомендации о том, как распознать травлю, и советы о том, как от неё избавиться, можно на сайте проекта травлинет.рф.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика