История Кафедрального собора в Красноярске

В истории Красноярска немало рекордов и достижений. В строительстве, культуре, на производстве, в спорте. Все достижения достигнуты благодаря людям — незаурядным представителям своего времени. Сегодня мы вспомним некоторые из рекордов и ярких свершений.

В истории Красноярска немало рекордов и достижений. В строительстве, культуре, на производстве, в спорте. Все достижения достигнуты благодаря людям — незаурядным представителям своего времени. Сегодня мы вспомним некоторые из рекордов и ярких свершений.

На деньги купца

О кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенном по проекту архитектора Константина Тона, знают многие. Но далеко не всем известно, что этот храм был крупнейшим с Сибири: в длину 55,3 метра, в ширину 23,4 метра, а его внутренняя высота — 40,4 метра.

Храм был заложен 15 июля 1845 года на Новособорной площади (сейчас площадь Революции). К сентябрю 1849-го был почти закончен, но 29 сентября верхние своды его с куполами рухнули, стены растрескались, и здание было разобрано до основания, кроме колокольни, которая была признана прочной. Вместо разрушенного храма, на постройку которого была израсходована вся ранее собранная сумма, почётный гражданин купец Исидор Щёголев на собственные деньги по прежнему плану на том же месте воздвиг новый храм.

Постройка храма с иконостасом, утварью, ризницей и колоколами, по заявлению строителя, стоила 560 тысяч рублей. Храм был освящён 7 сентября 1861 года.

К сожалению, Богородице Рождественский кафедральный собор был взорван в 1936 году.

Вершина инженерной мысли

Железнодорожный мост через Енисей стал единственным инженерным сооружением Великого сибирского пути, наряду с Эйфелевой башней удостоенным Гран-при и Большой золотой медали Всемирной выставки в Париже “за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение”. Позднее учёные ЮНЕСКО назвали красноярский железнодорожный мост “вершиной человеческой инженерной мысли”.

Железнодорожный мост через Енисей был сооружён по проекту Лавра Проскурякова. Строительными работами руководил инженер-техник Евгений Кнорре.

Даже по современным масштабам это была грандиозная стройка. Непосредственно на сооружении моста работало более двух тысяч человек, а вместе с помощниками их число достигало десяти тысяч. Стройка завершилась в рекордно короткие сроки. 30 августа 1896 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в одну из опор. А уже 28 марта 1899 года по мосту было открыто движение.

Евгений Кнорре написал о своём детище книгу, в которой отметил: “Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы бог и потомки никогда не сказали обиды мне”.

Мост простоял больше века и выдержал нагрузки не только от поездов XIX столетия, но и составов века XX, превышающих по весу своих предшественников в 20 раз.

В январе 1999 года движение по “царскому” мосту прекратилось. С 2002-го по 2007 год самый знаменитый железнодорожный мост Российской империи демонтировали. Примечательно, что на его разборку потребовалось куда больше времени, чем на строительство.

Оптимальный маршрут для ткачихи

Простая ткачиха Красноярского шёлкового комбината Зоя Сафонова был знаменита на весь Советский Союз. Она ставила рекорды и побивала их. Обслуживала сначала 17, потом 50, 75, 112 станков одновременно. И угнаться за ней никто не смог. Как рассказывала Зоя Фёдоровна, инженеры чертили для неё на полу оптимальный маршрут движения. И по этим стрелкам она передвигалась весь день от одного станка к другому.

На 112 станках Зоя Сафонова трудилась восемь дней. Получила за работу около 400 рублей, которые отдала в Советский фонд мира. Её спрашивали: “Зачем? Ведь сама живёшь небогато”. На что рекордсменка отвечала: “Это долг всех матерей — ради детей крепить могущество государства”.

За свои рекорды Зоя Сафонова была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

К восторгу детворы

Первая в РСФСР детская железная дорога была открыта в 1936 году в парке культуры и отдыха имени М. Горького.

Уникальность этой дороги не только в возрасте — на ней всегда эксплуатировался только самодельный подвижной состав, а ширина её колеи отличается от обычной для детских железных дорог СССР.

В начале 1930-х годов по инициативе Захария Иванова, завуча фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе, учащиеся ФЗУ начали строить действующую модель паровоза Су в масштабе 1:5. Впервые модель была показана на первомайской демонстрации 1936 года. Для этого на Сенной площади (ныне сквер имени Сурикова) был проложен небольшой участок пути. Паровоз, который вёл состав из нескольких грузовых платформ, привёл в восторг красноярскую детвору. В результате родилась идея построить в Красноярске ДЖД. Дорогу перенесли в парк имени Горького и 1 августа 1936 года она открылась для пассажиров. С тех пор менялись локомотивы, вагончики детской железной дороги, но неизменным остается интерес детворы к ней.

Заняли весь пьедестал

Красноярск — единственный на планете город, представители которого 21 раз становились чемпионами мира по мотоспорту. Этот вид спорта был весьма популярен в Красноярске с середины прошлого века. В любую погоду зимой красноярцы приходили на стадион, чтобы поболеть за спортсменов. В нашем городе даже проходил чемпионат мира по спидвею — в 1996 году.

Лучшими в мире и стране гонщиками были красноярские спортсмены братья Ивановы. Самым титулованным был Юрий Иванов — он 10 раз побеждал на чемпионатах мира по мотогонкам на льду. Валерий Иванов дважды становился лучшим на планете. В 1991 году братья заняли весь пьедестал на чемпионате СССР: Сергей Иванов стал победителем, а его братья Юрий и Валерий поднялись на второе и третье места.

Популярное на сайте










© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика