ВАЗомоторное движение

Несмотря на то, что из всех крупных отечественных автомобильных брендов ВАЗ — самый молодой, именно ему мы обязаны за широчайшую линейку “народных” легковушек, пользовавшихся огромной популярностью среди российских автолюбителей разных возрастов и профессий. И даже в наше время, когда иномарки всевозможных калибров плотно заселили отечественный авторынок, спрос на “жигули” разных модификаций нисколько не уменьшается.

Несмотря на то, что из всех крупных отечественных автомобильных брендов ВАЗ — самый молодой, именно ему мы обязаны за широчайшую линейку “народных” легковушек, пользовавшихся огромной популярностью среди российских автолюбителей разных возрастов и профессий. И даже в наше время, когда иномарки всевозможных калибров плотно заселили отечественный авторынок, спрос на “жигули” разных модификаций нисколько не уменьшается.

Очевидно, не зря в далеком 1966 году почетный президент “Фиата” В. Валетта и министр автопромышленности СССР А. Тарасов подписали соглашение о техническом сотрудничестве, следствием которого в 1967-м стало строительство в Тольятти нового автогиганта. Ни для кого не секрет, что первая модель “жигулей”, в народе получившая прозвище “копейка”, была создана на базе “Фиата-124” и внешне от него почти не отличалась. Однако мало кто знает, что в ВАЗ-2101 конструкторами было внесено более 800 изменений. От “итальянца” “копейка” отличалась усиленным кузовом, более совершенным двигателем, измененной трансмиссией и ходовой частью. Примечательно, что по результатам референдума, проведенного журналом “За рулем” в 2000 году, именно ВАЗ-2101 признан лучшим автомобилем уходящего столетия.

С тех далеких 60-х “копейка” обзавелась целым семейством — универсалом 2102 (благодаря трасформируемой задней части салона сразу снискавшему любовь дачников) и седанами 2103 и 2106 с наибольшим объемом двигателя — 1,5 л и 1,6 л соответственно, с усовершенствованным кузовом и улучшенной отделкой салона. “Шестерка” в момент своего появления была самым мощным и престижным автомобилем.

В 1980 году увидел свет ВАЗ-2105, положивший начало новому семейству “жигулей” — глубоко модернизированному модельному ряду, который характеризуют угловатые очертания крыльев, прямоугольные фары, более функциональные бамперы. Изменениям в “пятерке” была подвергнута и приборная панель: исчез тахометр, зато появился вольтметр. Ложкой дегтя для 2105 стал двигатель, созданный специально для нового модельного ряда, который из-за технологических недостатков, неудачной конструкции и сложности изготовления некоторых узлов был снят с производства. Впоследствии как базовая модель 2105, так и универсал 2104 (пришедший на смену “двойке”) и люксовый седан-2107 (заслуживший в южных республиках Союза звание “русский мерседес”) стали комплектоваться двигателями предыдущего семейства.

Поистине революционным стало следующее поколение “жигулей” — LADA SAMARA, родоначальник которого — ВАЗ-2108 — сошел с конвейера в 1984 году. Передний привод (впервые в отечественном производстве), хэтчбек, совместивший в себе седан и универсал, 3-дверный (а в следующих моделях и 5-дверный) кузов, поперечное расположение двигателя (который, к слову, считается одним из самых удачных вазовских), передняя подвеска типа “Мак-Ферсон”, реечное рулевое управление, бесконтактное зажигание, — вот далеко не полный перечень новшеств. Мало кто знает, что часть доводочных работ “восьмерки” проводила именитая фирма “Порше”, однако результат этого — спортивный характер — пришелся по вкусу многим автомобилистам. А вот имя “Спутник”, которым изначально нарекли авто, к нему так и не прижилось. Менее экспрессивный 5-дверный 2109 и 4-дверный 21099 (который, что интересно, при разработке носил индекс “десятки”, а при доводочных работах его сменили на пятизначный — единственный пятизначный у “жигулей”, не считая модификаций) снискали славу элитных авто третьего семейства. Востребованность машин этого поколения послужила причиной необходимости рестайлинга: с 2004 года выпускаются аналоги “восьмерки”, “девятки” и “девяносто девятой” — модели 2113, 2114 и 2115 соответственно. Все они получили улучшенные потребительские качества, новый дизайн, двигатели, соответствующие экологическим требованиям стандарта “Евро-2”.

С 1996 года начался серийный выпуск 2110, которая положила начало новому, четвертому поколению. Чуть позже увидели свет 2111 (первый переднеприводной универсал) и 2112 (хэтчбек), а также множество их модификаций. Это семейство характеризует более просторный, комфортный салон и ряд новых технических решений.

Параллельно с вышеперечисленными поколениями авто выделяются особняком стоящие модели, сыгравшие важную роль в истории ВАЗа. Речь, конечно же, пойдет о “Ниве” и “Оке”.

ВАЗ-2121 “Нива” (3-дверная) в момент своего появления (1977 г.) произвела сенсацию на мировом рынке. Еще бы — вездеход имел несущий кузов и постоянно включенный привод всех колес (у внедорожников до “Нивы” такой был только у “Рейндж Ровера”!) с межосевым блокируемым дифференциалом. Еще одна особенность этого уникального авто — использование узлов легковых машин. Так, двигатель был создан на базе 2106, коробка передач и задний мост также заимствованы от нее. Несмотря на это, “Нива” обладала уникальной для такой машины проходимостью. В 1980-м ВАЗ-2121 присуждена золотая медаль 53-й Международной ярмарки в Познани. 18 лет спустя было налажено производство 5-дверной “Нивы”-2131, удлиненной на 500 мм за счет вставки. Впоследствии ее потеснила “Шевроле-Нива”, которая, несмотря на меньший клиренс (20 против 22 мм), полюбилась россиянам и активно используется как в городе, так и для легкого бездорожья.

Совсем другое дело — “Ока” (ВАЗ-1111), выпуск которой начался в 1990 году. Преследуемая ВАЗом цель — создание “народного”, доступного каждому автомобиля. Компактные размеры, 2-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 0,65 л, передний привод, несколько вариантов исполнения, в том числе и инвалидный, — все это в полной мере поспособствовало социальной направленности отечественной малолитражки. Интересно, что один из вариантов исполнения “Оки” — конвертируемый электромобиль, однако изготавливается он в ограниченных объемах на заказ.

Однако апогеем бренда ОАО “Авто ВАЗ” стали LADA KALINA и LADA PRIORA, в разработку которых были внедрены элементы технологии зарубежного производства. “Калина” (ВАЗ-1119 в кузове хэтчбек и ВАЗ-1118 в кузове седан) — пожалуй, самая противоречивый автомобиль, судя по отзывам автомобилистов. Особенно много нареканий вызывает седан — небольшие размеры и при этом достаточно вместительный и комфортный салон соседствуют с, мягко скажем, не очень привлекательной внешностью. Словно вмятый внутрь багажник создает ощущение “недоделанности”, недоработанности модели.

Ситуацию с “Калиной” отчасти помогла исправить “Приора” (2170), серийное производство которой началось в конце 2006 года. Производитель сделал ставку именно на “Приору”, оснастив ее в базовой комплектации центральным замком, электроприводом зеркал, иммобилайзером и прочими элементами уже привычной нам в иномарках электроначинки. Что ж, сотрудничество с зарубежными партнерами пошло явно на пользу… Только вот не раз приходилось слышать, как тоскуют автомобилисты по прошлым временам, холят и лелеют свои собственноручно перебранные до последнего болтика старые добрые “шестерки”, которые некогда были самыми крутыми и уже вошли в историю… И не нужны им никакие иномарки…

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика