Научить ребёнка дальновидности, бережливости и самостоятельности

Начинать выдавать карманные деньги можно с того момента, как ребёнок пошёл в школу. Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

Все родители дают детям деньги на карманные расходы. Это требование, которое предъявляет жизнь. Ребёнку нужны средства на обеды в школе, на проезд в автобусе, на поход в кино. И задача родителей — научить своё чадо обращаться с деньгами.

В некоторых семьях существует поощрение за хорошие дела (помощь по дому, поход в магазин) или за хорошую успеваемость. В зависимости от оценки и сложности задания сумма выплат увеличивается. Скажем, за четвёрку — рубль, за пятёрку — пять рублей, за пятёрку в четверти — пятьдесят рублей. Родителям кажется, что так дети зарабатывают деньги тем, чем могут, — учёбой или домашними делами. А вот по мнению большинства психологов, сумма карманных денег не должна изменяться в зависимости от успеваемости или выполненных дел по дому. Поскольку это то, что каждый делает в семье: папе ведь не платят за то, что он отводит детей в садик. Также не платят и маме за то, что она по утрам заплетает дочкам косички и готовит завтраки, это участие каждого члена семьи в общей жизни и не должно оплачиваться.

Карманные деньги важны для ребёнка, и здесь есть два момента: финансовый и нравственный. Финансовый заключается в том, что у него появляется опыт общения с деньгами, понимание ценности денег. Если ребёнок деньги потерял, быстро потратил, то в следующем месяце он будет внимательнее к ним относиться, разумнее тратить. Это упрощает жизнь перед тем, как появляется свой заработок, стипендия. Также карманные деньги учат ответственности, самостоятельности при принятии решения — это нравственный момент.

Родители руководствуются разными стратегиями, выдавая детям деньги “на карман”. У каждого есть свои плюсы и минусы.

Днём деньги — вечером стулья. Самая популярная и простая стратегия. Родители выдают определённую сумму в месяц или в неделю, не требуя от ребёнка отчётности и не выделяя также дополнительно денег, если он вдруг всё потратил в первый день.

Такой подход учит распоряжаться деньгами. Стоит помнить, что если вы хотите научить его самостоятельности, то не давайте ему дополнительно денег, если он потратил все выделенные на предыдущий период. Это научит ребёнка ранжировать свои траты и желания. Периодичность здесь не важна: кому-то удобнее получать раз в месяц, кому-то — раз в неделю. Для маленьких детей актуальнее раз в неделю, для подростков — один-два раза в месяц.

Минусы этой стратегии в том, что родители могут не найти золотую середину в сумме выделяемых денег. Допустим, ребёнку необходима тысяча рублей в месяц, а взрослые дают пять тысяч, тогда часть денег могут отбирать старшие ребята. Ребёнок может “подкупать” своих друзей (для дружбы), платить за них в кафе, у него возможны бессмысленные или, что ещё хуже, вредные траты (и алкоголь, и сигареты, к сожалению, можно свободно купить даже несовершеннолетним). Многие родители думают, что раз у них было бедное детство, ребёнку они должны дать с лихвой. Но это не совсем так, зачастую дети не знают, как распорядиться деньгами правильно.

Утром стулья — днём деньги. У ребёнка есть определённая сумма на карманные расходы, но она покрывает только каждодневные траты (проезд до школы, обед, мелочи в магазине). Если сыну или дочери необходимы дополнительные деньги на поход в кино, кафе или на какую-то покупку, они рассказывают об этом родителям, и те выделяют строго эту сумму.

Плюс такой стратегии, с точки зрения родителей, в том, что вы контролируете ребёнка, знаете, на что он потратил, где находится. Чаще свойственно родителям, которые боятся “плохой компании”. Если в семье нет доверия, появляется эта схема контроля. Дальше могут потребоваться билеты в кино как подтверждение.

К сожалению, такой подход не учит самостоятельности, родители контролируют, на что ребёнку потратить деньги. Это они решают, дадут ли купюры, а значит, пойдёт ли их чадо в кино. Если же ему выдаётся мелочь только на маршрутку, считайте, что у него нет своего бюджета.

Просто деньги. Родители дают деньги по запросам ребёнка. Нет никакой системы: ни в периодичности выделения средств, ни в сумме. Не ведётся никакой учёт их количества.

Такая стратегия может говорить о полном доверии в семье. Но этот вариант действует, если между членами семьи есть какое-то обсуждение. Например, родители могут свободно давать деньги, но при этом посоветовать: “Знаешь, Маше можно купить подарок подешевле”. Это лёгкий и простой способ, путь наименьшего сопротивления.

Минус стратегии: если общения в семье нет, то деньги — это формальное взаимодействие родителей с ребёнком, при котором снимается ответственность со взрослого. У кого-то это означает равнодушие, желание откупиться, у кого-то — компенсировать невозможность живого общения. Ребёнок может вырасти, не понимая ценности денег и ответственности. Такие дети часто становятся инфантильными взрослыми и в 30 лет просят деньги у родителей. Есть даже статистика, что около 75 процентов таких детей не могут самостоятельно зарабатывать и, соответственно, выживать.

Есть общие рекомендации психологов, касающиеся карманных денег. Придерживаясь их, родители смогут найти золотую середину в этом вопросе.

Начинайте давать ребёнку карманные деньги с младшего школьного возраста. Он постепенно взрослеет — сам ходит в школу, у него появляются задания. В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает деньги как игру, как фантики. Сумма средств измеряется относительно школы, в которой он учится (если в учебном заведении организовано полноценное питание, то, возможно, на первых порах деньги и вовсе не нужны).

Не делайте своего ребёнка мишенью. Ни к чему покупать очень дорогой телефон или давать большую сумму. Если случилось так, что у вашего чада украли деньги или телефон, помните, что вины его в этом нет.

Начинайте с небольшой суммы, увеличивая её по мере взросления ребёнка. Со временем вы поймёте, какова оптимальная сумма карманных денег.

Постепенно вводите в лексикон сына или дочки экономические термины: бюджет, зарплата, доходы, расходы, потребности, премия. Объясняйте, что не просто даёте деньги, а что зарплата есть и у родителей, и у ребёнка. Особенно интересно это для мальчиков.

Ориентируйте подростка на то, что он может пойти и сам поработать летом. Это формирует представление о деньгах, закладывает верное целеполагание.

Заведите копилку, она особенно важна, если помимо вас ребёнку дают деньги другие родственники. Неожиданно свалившиеся на младшего школьника две тысячи рублей ставят его в тупик, он может и не распорядиться ими правильно. Выберите вместе с ребёнком копилку (но не с открывающимся дном), которая ему понравится. И пусть он придумает, на что копить деньги. Сначала это может быть что-то абстрактное — игрушки, телефон, каникулы, велосипед. Потом обычно цель становится более реальной, например конкретный велосипед из конкретного магазина. Вы можете тоже вносить свой вклад в эту копилку, чтобы ребёнок видел вашу поддержку.

Дети, которым платят за хорошую учёбу или домашние дела, быстро теряют мотивацию. Если изменится финансовая ситуация в семье, ребёнка и вовсе не заставишь заниматься хозяйством или хорошо учиться. При этом есть соблазн наказывать его материально: “плохо учишься — не получишь карманных денег!”. Представьте, каково для вас будет лишение зарплаты. Не “подсаживайте” своего ребёнка на деньги.

Многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать детям, чтобы учесть их интересы, но в то же время не слишком баловать. Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребёнка, то есть если шесть лет — выдавать шесть долларов в неделю, десять лет — десять долларов и так далее.

В Германии размер карманных расходов закреплён законодательно. Малыш в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, семилетний ребёнок — полтора-два евро, десятилетний — десять двенадцать евро, а с тринадцати лет — уже двадцать евро, пятнадцатилетний подросток — двадцать пять — тридцать евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.

В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере средств достаточно сложно. Однако, как показывает практика, сумма зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребёнка, его возраста, а также здравого смысла.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика