Изделия из Мурано всегда холодные и тяжёлые

Не просто стекляшки

Изделия из муранского и венецианского стекла известны миру более 500 лет. Такие украшения носили представители самых видных аристократических и королевских семей Европы. Различные предметы посуды и домашней утвари из венецианского стекла также высоко ценились среди дворянства и представителей королевских семей. И сегодня они пользуются неизменным спросом.

При этом история венецианского стекла совсем не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее, это полная страстей драма, замешанная на упорном стремлении венецианцев во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии.

В начале XIII века венецианцы завезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла, завладев некоторыми важными тайнами ремесла. Коммерческая интуиция безошибочно подсказала торговой Венеции, каким неоскудевающим источником доходов может стать правильно организованное производство.

Тогда власти тщательно следили, чтобы секреты мастерства не проникали за пределы города. Запрещалось вывозить за границу материалы для приготовления стеклянной массы. Мастерам и их семьям грозили немыслимыми бедами, тюрьмой, смертью за попытки покинуть Венецию. В течение столетий правительство старалось сдерживать поток стеклоделов-эмигрантов, маневрируя между политикой запугивания и заманивания.

Первоначально все мастерские находились на территории Венеции. Но в 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города: из-за высокой пожарной опасности. И действительно, в последнем десятилетии XIII века все стеклянные заводы “прописались” на маленьком острове Мурано, в двух километрах к северо-востоку от Венеции. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим обособленным участком суши, а стекло носит наименование муранского.

В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе, а в XVI столетии его слава становится поистине мировой. Но, увы, уже в XVII веке “изменчивая мода” предпочла иные линии и пропорции. Нежные изделия венецианских мастеров уступили место тяжёлому гранёному стеклу Богемии и Силезии. Эпоха грандиозного триумфа клонилась к закату, однако до XVIII века Сенат принципиально восставал против всяких заграничных нововведений, стараясь сохранить в чистоте национальный характер венецианской продукции.

Трагическая страница истории Мурано — оккупация острова в 1797 году революционными французскими войсками и уничтожение в 1806-м всех цехов и корпораций “во имя свободы, равенства и братства”. Своим возрождением в середине XIX века венецианская стекольная промышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати — горячему патриоту и великому дельцу. Он основал завод на Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий. Это было возвращение к былой славе.

С тех самых пор интерес к муранскому стеклу ничуть не ослабевает. Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют с годами в цене. Сегодня на острове успешно работают и потомственные стеклодувы, и ученики маэстро — талантливые художники по стеклу. Помимо этого, дизайнеры из разных стран мира сотрудничают с муранскими мастерскими. И не случайно многие модницы мечтают иметь в своей коллекции бижутерию из такого стекла. Естественно, чем больше спрос на подобные изделия, тем больше появляется умельцев, выдающих обычные стекляшки за оригинал (это происходит даже в самой Венеции). От приобретения подделки не всегда спасает и то, что продавец с гордостью показывает вам сертификат на элитные украшения.

Любительницы дорогой бижутерии должны знать, что муранское стекло всегда очень гладкое, тонкое и изящное. При этом оно настолько прочное, что из него делают даже вилки и ложки. Только венецианское стекло способно выдержать очень высокие температуры нагрева (до 140ºС), так как подвергается глубокой термической обработке ещё при производстве. При ударе оригинал, подобно хрусталю, звенит долго и звонко. Кстати, прозрачное венецианское стекло по своей однородности также напоминает хрусталь. Однако не стоит думать, что если вам предлагают разноцветные переливающиеся украшения, то это обязательно обман. Для придания большей уникальности мастера вводят в изделия тонкие цветные нити, миниатюрные веточки слоёного разноцветного стекла, создают эффект пузырьков и растрескивания внешнего слоя. Количество технологий изготовления бижутерии разнообразно и зависит от фантазии мастера. Поэтому чтобы не ошибиться перед приобретением браслета или серёг, подержите изделие в руке. Если оно настоящее, то вы обязательно ощутите его тяжесть и прохладу, вне зависимости от внешних погодных условий.

Когда вы видите в нескольких местах одинаковые изделия из якобы венецианского стекла и уж тем более, если одинаковые изделия наблюдаются вами в одном месте, то не сомневайтесь — это точно подделка. Настоящие украшения могут быть только ручной работы, их не штампуют на заводе. Естественно, современное производство частично автоматизировано. Но суть изготовления изделий заключается в том, что стеклодув опускает в расплавленное стекло трубку железную изнутри и деревянную снаружи. Раскалённая масса мгновенно прилипает. Изготовитель вынимает трубочку и дует в неё с обратного конца. Мастерство стеклодувов делает серьги, бусы и браслеты из муранского стекла изысканными художественными и, что немаловажно, дорогими, произведениеми. Поэтому не верьте продавцам, предлагающим “оригинальную” венецианскую бижутерию всего за три доллара.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика