Загадка краеведческого музея Красноярска: кто его создал и почему такой стиль?

Жизнь и творчество Леонида Чернышева: от рисования до архитектуры.

Гостей Красноярска всегда поражает здание нашего краеведческого музея. Они обычно спрашивают: “Почему такой стиль? Кто его выбрал?”. Но, увы, не все горожане могут ответить на этот вопрос…

Как раз рядом с музеем находится детский сад, в который меня в свое время водили. Примерно раз в месяц (еще бы — такое удачное соседство) нас водили в краеведческий. И “попутно” на доступном малышам языке рассказывали, кто придумал это удивительное здание. Разглядывая странные фрески на стенах, мы картаво повторяли за воспитательницей: “Дядя Леня Чел-ны-шев…”.

Потом, уже в школе, мы писали рефераты о знаменитых красноярских архитекторах, прежних и современных, и стало понятно, каким интересным человеком был тот, кто “придумал музей”.

…Леонид Чернышев родился 15 (28) мая 1875 года в селе Сухобузимском Енисейской губернии. Отец был зажиточным крестьянином, мать — дочерью священника. Через пять лет после рождения сына семья переехала в Красноярск. Во время учебы в мужской гимназии Леонид Чернышев сближается с будущим известным художником Дмитрием Каратановым и увлекается рисованием. Эти увлечения поощряются Василием Суриковым, который дружил с главой семейства Чернышевых, а затем и с самим Леонидом, несмотря на большую разницу в возрасте. Кстати, не только живопись роднила знаменитого художника и его юного земляка: оба страстно любили гитару.

По совету Василия Ивановича Леонид, прослужив два года в губернском правлении, осенью 1892 года юношей поехал в Москву и поступил на архитектурное отделение училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Одновременно с ним в МУЖВЗе учились однофамилец С. Е. Чернышев, будущий главный архитектор Москвы, и К. С. Петров-Водкин. Через два года после окончания Московского училища Леонид Александрович решил продолжить свое архитектурное образование и записался вольнослушателем, а вскоре — учащимся Высшего художественного училища при императорской Академии художеств в Петербурге по классу профессора Померанцева. В порядке практики Леонид Чернышев в 1904 году участвовал в строительстве и отделке московской гостиницы “Метрополь”.

Учеба в Петербурге очень повлияла на творчество архитектора, и любимая им египетская тема оттуда же — из северной столицы. Напротив Петербургской академии художеств, расположенной на набережной реки Невы, находится пристань, служившая парадным подъездом к зданию. Она была украшена фигурками египетских сфинксов (подлинники 13-го века до нашей эры), которые в 1832 году были куплены в Византии и привезены в Петербург…

Леонид Александрович много ездит по России “для художественных работ и снимания видов местности”. Однако училище он не заканчивает и в марте 1907 года просит выслать ему документы в Красноярск. Проектная практика архитектора-художника Чернышева в родном городе счастливо совпала с экономическим бумом в Сибири, который спровоцировало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Красноярск стал быстро расти и украшаться внешне.

Первая работа Чернышева в нашем городе — здание купеческого собрания (проспект Мира, 71), построенное в 1908—1910 годах. В 1910 году по инициативе и при помощи Сурикова в одном из помещений этого здания была открыта рисовальная школа. Первым заведующим “красноярской рисовалки” стал Чернышев, он же вел здесь и занятия по истории искусства.

В 1911 году в Омске проходила первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Многие павильоны частных компаний и фирм на ней были сооружены по проектам Чернышева. За работу над павильонами для омской выставки архитектор получил 11 тысяч рублей, по тем временам — большие деньги. На них архитектор построил свой дом по ул. Марковского, 21 в 1912 году (его еще называют “Замок Броуди”). Проект здания был создан в 1907—1908 гг., когда архитектор учился в Петербурге, и, наверное, навеян дачными постройками на петербургском Каменном острове.

Чернышев много сделал для внешнего облика города. Дом промышленника Телегина на проспекте Мира… Особняк красноярского адвоката Ицина, выполненный в стиле сказочной архитектуры Арабского Востока (ул. Кирова)… Дом духовного братства (пр. Мира), где сегодня находится художественный институт… И, конечно, знаменитый наш краеведческий музей, соединивший в себе Сибирь и Египет.

В краеведческом музее и в архиве Красноярска сохранилось немало авторских проектов архитектора — эскизы романтической виллы И. В. Васильева, здания театра, выполненного в стиле неоампир, церкви для Успенского мужского монастыря и многое другое, оставшееся неосуществленным. Умер талантливый архитектор в 1932 году.

…Дважды побывавший в Красноярске в 20-х годах прошлого века нарком просвещения Луначарский писал: “Странно высится в этом городе новое здание музея, весьма элегантно построенное в египетском стиле и украшенное египетским фигурным орнаментом. Некоторые жители Красноярска диву даются и руками разводят, почему на берегах Енисея построено здание, перенесенное с берегов Нила, и почему краевые коллекции обширного Красноярского округа должны помещаться в египетских стенах. Однако большой беды в этом нет. Правда, кажется, что этот музей-храм немного зябнет у сварливых льдов седого Енисея, но в общем он все-таки красив...”.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика