Рождение кинематографа: от диковинного изобретения до великого будущего

Сегодня сложно представить, что в момент своего появления кинематограф не имел ничего общего с искусством и являл собою диковинное техническое изобретение, предназначенное для показа на вертикальном белом экране фотографических снимков в движении. Даже изобретатели аппарата “Синематограф” братья Огюст и Луи Люмьер не предполагали, что их детище ожидает такое великое будущее.

Сегодня сложно представить, что в момент своего появления кинематограф не имел ничего общего с искусством и являл собою диковинное техническое изобретение, предназначенное для показа на вертикальном белом экране фотографических снимков в движении. Даже изобретатели аппарата “Синематограф” братья Огюст и Луи Люмьер не предполагали, что их детище ожидает такое великое будущее.

Однако грандиозный успех премьерных показов кинематографа в Париже дал импульс к его молниеносному распространению по странам всего света и обретению популярности даже в удалённых от центров цивилизации местах.

Первой успешной кинематографической системой были изобретённые Томасом Эдисоном и его инженером Уильямом Диксоном два приспособления — “кинетограф” (“записывающий движение”, снимающее устройство), а другое — “кинетоскоп” (“показывающий движение”, воспроизводящее устройство). Патент на это изобретение был выдан в 1893 году, а первый коммерческий сеанс состоялся 14 апреля следующего года. В силу этого Эдисона и Диксона можно было бы считать изобретателями кино, но кинетоскоп был рассчитан только на индивидуальный просмотр, что, очевидно, не позволило тогдашней публике разглядеть в нём нечто большее, чем простой аттракцион. Из-за этого получившие первоначально довольно широкую популярность кинетоскопы через несколько лет вышли из употребления.

А изобретателями кинематографа признаны братья Луи и Огюст Люмьеры, которые были знакомы с конструкцией эдисоновской техники и, благодаря тому, что Эдисон не стал патентовать своё изобретение в Европе, смогли воспользоваться некоторыми его идеями. Их аппарат “синематограф” и дал название кинематографу.

Официальным днём рождения кино признаётся 28 декабря 1895-го, когда был дан первый коммерческий сеанс синематографа в подвале “Гран кафе” на бульваре Капуцинов. Между тем первый публичный просмотр работы Люмьеров состоялся раньше, 22 марта того же года. Зрителям показали коротенькую ленту “Выход рабочих с завода Люмьер”.

Главной миссией кино Люмьеры считали фиксацию событий для истории

Люмьеровские сеансы состояли обычно из примерно десятка пятидесятисекундных лент. Как правило, показ начинался фильмом “Выход рабочих с фабрики Люмьер”, затем демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (например, море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребёнка, просто уличные сценки, разрушение стены — последний сюжет часто затем показывался в обратной проекции, и стена восстанавливалась). Но наибольшую популярность имели два ролика, которым Люмьеры в конечном счете и обязаны признанием в качестве родителей кино, — это “Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота” и “Политый поливальщик”. В первом из этих фильмов поезд, подъезжающий к станции по диагонали кадра, так быстро и заметно увеличивался в размерах, что многие зрители в испуге вскакивали с мест: настолько был сильным эффект движения как бы из глубины плоской картинки — эффект, никогда ранее не встречавшийся в изобразительных искусствах. Именно этот фильм быстро принёс популярность новому зрелищу, из-за чего его иногда ошибочно считают вообще первым в истории кино.

Если в большинстве ранних фильмов Люмьеров показывались различные события, происходившие без участия кинематографистов, то “Политый поливальщик” был полностью постановочным, причём первым в истории кино фильмом со вполне законченной повествовательной структурой, соответствующей всем канонам классической драматургии. В нём имела место экспозиция (человек поливает из шланга сад), завязка (мальчишка за спиной поливальщика наступает на шланг), развитие действия с поворотной точкой (поливальщик в недоумении заглянул в наконечник шланга), кульминация (мальчишка убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет в лицо поливальщика) и развязка (поливальщик бьёт мальчишку, тот убегает). Этот фильм, несомненно, являющийся родоначальником всего игрового кинематографа, продемонстрировал раннему кинематографу путь, по которому он сможет рассказывать простейшие истории, — путь использующих сценические методы однокадровых построений.

Аппаратура Люмьеров, лёгкая, удобная (“синематограф” можно было применять как для съёмки, так и для проекции фильмов) и сравнительно недорогая, быстро получила широкое распространение, и кинематограф стал явлением мировой культуры. В первые годы существования киносеанс обычно строился по принципам, заложенным Люмьерами, — несколько видовых фильмов, несколько уличных сценок, несколько комических сюжетов; причём повсеместной была практика копирования получивших популярность чужих лент (например, “Прибытие поезда” и “Политый поливальщик” существовали в огромном количестве римейков). Также стала формироваться кинохроника как отдельная ветвь кинематографа, и хроникальные сюжеты тоже включались в программу киносеанса.

Эдисон считал кинематограф не более чем коммерчески выгодным развлечением, Люмьеры полагали, что главная миссия кино состоит в фиксации событий для истории. Но довольно быстро в кинематограф стали приходить люди, разглядевшие в нём гораздо более широкие возможности. Крупнейшим режиссёром рубежа веков был Жорж Мельес, начинавший свою профессиональную деятельность как театральный актёр, режиссёр, а также и иллюзионист. Он воспринял кинематограф как средство, способное значительно обогатить, прежде всего, трюковые возможности сцены. Развивая, по существу дела, идею сценического люка, Мельес пришел к знаменитому “волшебному превращению”, когда видимый на экране объект вдруг резко изменяется или вообще превращается во что-то другое (для чего в нужный момент съёмка ненадолго прекращалась). Аналогичным образом он пришел и к другим трюковым приёмам, с помощью которых делал свои экранные феерии, где, например, спасаясь от живущих на Луне чудищ, можно было запросто упасть в море на Земле. Таким был самый известный мельесовский фильм “Путешествие на Луну”. Но главное, что сделал Мельес, — он первым показал, что кино может быть искусством.

В России первые демонстрации кинематографа состоялись в мае 1896 года в Москве и Петербурге. В то же время в России были произведены первые киносъёмки. Предметом столь значительного для истории отечественного кино события стала коронация императора Николая II. Так вместе с царским кортежем в российскую жизнь вошел Кинематограф — ещё не искусство, а забавная техническая новинка, значение которой вскоре стало понятно всем.

В России кинематограф произвёл настоящий фурор. Его считали чудом, началом новой эпохи в истории человечества. Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоёв общества. У кого-то восхищение, у кого-то удивление, а у кого-то даже страх. Например, Максим Горький в своей статье “Синематограф Люмьера” писал: “…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было — это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение”. Как мы можем убедиться, Горький был прав, кинематограф завоевал весь мир.

Первые фильмы длились всего 1,5 минуты (15—20 метров), что обуславливалось несовершенством аппаратуры. Однако начало XX века кинематограф встретил уже 15—20-минутными лентами длиной 200—300 метров.

Интересные факты о рождении кинематографа

1. Первые эксперименты с созданием движущихся изображений проводились еще в 1830-х годах. Французский физик Жозеф Плато создал устройство, называемое "фенакистископом", которое позволяло смотреть анимированные картинки.

2. В 1878 году французский изобретатель Этьен Жюль Маре создал аппарат под названием "фотографическая пушка", который мог сделать серию фотографий за очень короткое время. Это был прародитель кинокамеры.

3. Братья Люмьер, Луи и Огюст, считаются основателями кинематографа. В 1895 году они представили свой изобретенный аппарат, который назвали "кинематографом". С помощью этого устройства они смогли записывать, развивать и проецировать фильмы.

4. Первый публичный показ кинематографа братьев Люмьер состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. На этом показе был показан их фильм "Выход рабочих из завода Люмьера".

5. Кинематограф стал мгновенным хитом и вызвал огромный интерес у зрителей. Вскоре после первого показа, братья Люмьер начали организовывать показы в разных городах и странах.

6. В начале 20 века кинематограф стал быстро развиваться и совершенствоваться. Появились цветные фильмы, звуковые дорожки, спецэффекты и другие инновации.

7. В 1903 году французский режиссер Жорж Мельес создал первый научно-фантастический фильм под названием "Путешествие на Луну". Этот фильм считается одним из первых полнометражных фильмов в истории кинематографа.

8. С развитием кинематографа появились первые киностудии, такие как "Голливуд", которая сегодня является символом американского киноиндустрии.

9. В 1927 году немой фильм "Паровоз по имени 'Жизнь'" стал первым звуковым фильмом. Это открыло новую эру в истории кинематографа.

10. Сегодня кинематограф является одной из самых популярных и востребованных форм искусства, с миллионами фильмов, созданных каждый год по всему миру.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика