Журналу "Крокодил" 100 лет

Этот журнал был одним из самых любимых в Советском Союзе. Его выхода ждали, он выпускался многомиллионным тиражом. Появившись на свет 4 июня 1922 года в виде бесплатного приложения к газете “Рабочий”, он быстро набрал популярность.

Этот журнал был одним из самых любимых в Советском Союзе. Его выхода ждали, он выпускался многомиллионным тиражом. Появившись на свет 4 июня 1922 года в виде бесплатного приложения к газете “Рабочий”, он быстро набрал популярность.

Впрочем, сначала приложение называлось, как и газета, — “Рабочий”. Первые два выпуска приложения почти целиком были посвящены процессу над эсерами, проходившему в Москве. Подробный отчет о процессе сопровождался сатирическими сценками и другими произведениями малых форм, карикатурами художников.

Приложение сразу полюбилось читателями. И 27 августа 1922 года вместо него подписчики “Рабочей газеты” получили первый номер “Крокодила”. Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного “Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых” четко формулируется задача издания:

Добираться до всякой гнилости

И ворошить гниль без всякой милости,

Чтоб нэповская муть не цвела

И не гнила, —

Вот какова задача Красного Крокодила!

Нэпмановская буржуазия, хищное “крокодилье племя”, орудующее там, “где наиболее мутно”, — вот главная мишень для сатириков, которые, по словам поэта, пишут “не для “господ”, а для “простонародья”. “Решили мы, что пришло время, Для очистки нэповского Нила, Выпустить КРАСНОГО КРОКОДИЛА”, — заявляет Демьян Бедный от имени всей “краснокрокодильской компании” и заверяет, что она, эта компания, приложит все свои старания, чтобы достойно описать деяния нэпманов. Однако характер нового журнала, рассчитанного на рабочего читателя, не определялся только этой задачей. Внимание сатириков “Крокодила” устремляется прежде всего на недостатки хозяйственной жизни страны, которые определяли в конечном итоге исход борьбы советского народа с разрухой, голодом, за новую, социалистическую Россию. Вороша нэповскую гниль, слякоть быта, показывая обреченность всего того, что мутной волной выплеснуло на поверхность жизни временное оживление частной инициативы и предпринимательства, крокодильцы объявили подлинно революционную войну дезорганизаторам народного хозяйства. Они ловили, изобличали и пригвождали к позорному столбу тех, кто сохранил капиталистические привычки, беспощадно клеймили недочеты хозяйственной жизни страны. Они выносят на черную доску отстающие фабрики и заводы, разоблачают конкретных виновников этого отставания.

Непримиримостью к недостаткам, беспощадной критикой конкретных их виновников дышат стихотворные отчеты “краснокрокодильского селькора” Демьяна Бедного о его поездках по стране. Остротой отличались фельетоны и заметки, подписывавшиеся коллективным псевдонимом “Демьян Бедный и теплая компания краснокрокодильского звания”. Они строились на материалах рейдов сотрудников журнала и рабочих корреспондентов-крокоров по заводам, фабрикам, стройкам и учреждениям.

На суд масс выносились недостойные поступки отсталой части рабочих. Клеймились позором рвачи и бракоделы, лодыри и прогульщики, болтуны и подхалимы, пьяницы, хулиганы, тунеядцы, жулики. Вместе с тем “Крокодил” постоянно стоит на страже интересов трудящихся, защищает их от произвола зарвавшихся администраторов, от эксплуатации хозяйчиками-нэпманами, от жуликов, спекулянтов и т. п. Беспощадно осмеивались чванство, барские замашки, равнодушие к запросам и нуждам трудящихся, имевшие место у отдельных руководителей.

Журнал показывал и многообразную жизнь деревни, разоблачал кулака, осмеивал болтунов и лежебок. С жизнью деревни связана, как правило, антирелигиозная тема: враждебные махинации и плутни церковников, религиозные предрассудки и суеверия, стародедовские обычаи и нравы, мешающие советскому крестьянству трудиться и строить жизнь по-новому.

“Крокодил” быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 года он достигает 150 тысяч экземпляров — невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.

Своим успехом “Крокодил” был обязан талантливому и политически зрелому коллективу литераторов и художников, работавших над его выпуском. Он с помощью читателей обеспечил остроту и злободневность материалов. Такие отделы журнала, как “Вилы в бок”, “Страничка читателя”, “Архив Крокодила”, почти целиком заполнялись материалами читателей.

С февраля 1923 года начала регулярно издаваться “Библиотечка “Крокодила”, в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск “Живого “Крокодила” — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов и т. п. Они составлялись крокодильцами, которые нередко выступали и в роли исполнителей.

Активное участие в “Живом “Крокодиле” принимал Владимир Маяковский. Устные выпуски еще больше расширяли сферу влияния “Крокодила” на массы, увеличивали его популярность. Трудящиеся воспринимают журнал как друга, советника и защитника. На общих собраниях, митингах символический Крокодил избирается почетным директором, лесничим, пожарным и т. п. На местах появляется многочисленная армия его последователей — крокодилят.

Конечно, не все было так гладко. Возникали у журнала и проблемы. За его деятельностью пристально следит Центральный комитет партии, регулярно указывая на недостатки в специально созданных документах. Так, 21 сентября 1951 года принимается постановление “О недостатках журнала “Крокодил” и мерах его улучшения”. В нем отмечалось, что “Крокодил” является малоинтересным журналом, ведется на недостаточно высоком идейном и художественном уровне.

“На страницах журнала “Крокодил”,— говорилось в нем,— печатается много надуманных, бессодержательных рассказов и стихов, слабых рисунков и карикатур, не имеющих серьезного общественного значения, допускаются ошибки в освещении внутренней жизни страны и международных событий. Нередко в “Крокодиле” единичные отрицательные факты выдаются за общие недостатки работы государственных, профсоюзных и других организаций, что создает у читателей неправильное представление о работе этих организаций”.

Центральный Комитет обратил внимание редакционной коллегии на то, что она публикует преимущественно рисунки и карикатуры узкого круга художников, произведения которых примитивны и однообразны по теме, шаблонны по исполнению. “Журнал,— констатируется в постановлении,— слабо выполняет задачу борьбы с пережитками капитализма в сознании советских людей”. Центральный Комитет партии обязал редколлегию устранить недостатки и в кратчайший срок добиться повышения идейного и художественного уровня журнала.

Журнал благополучно пережил множество прочно забытых журналов-коллег, был свидетелем нэпа, индустриализации, коллективизации, поднятой целины и прочих событий и потрясений в истории нашей страны. Кроме того, это еще и одно из немногочисленных советских печатных изданий, переживших такие потрясения, как перестройка и либеральные реформы.

В 1972 году журнал награжден орденом Трудового Красного Знамени. В журнале печатались Владимир Маяковский, Валентин Катаев, Михаил Кольцов, Илья Ильф, Евгений Петров и многие другие видные советские писатели, сотрудничали художники Дмитрий Моор, Виктор Дени, Борис Ефимов, Кукрыниксы. В середине 1980-х годов тираж “Крокодила” составлял немыслимые по сегодняшним временам 5 млн 600 тыс. экземпляров.

В новейшей истории России “Крокодилу” места не оказалось. Нет, тем для сатиры по-прежнему оставалось много, но журнал не смог удержаться на рынке. Попыток возродить журнал и вернуть ему аудиторию предпринималось несколько, но, похоже, время “Крокодила” прошло…

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика