Разморозка для «застывшей музыки»

«Сначала люди проектируют жилище, а потом оно проектирует нас», — сказал мудрый политик ХХ века. Точнее Уинстона Черчилля выразить одно из самых уникальных качеств архитектуры — способность формировать личность человека, наверное, нельзя. Многие наши помыслы зависят от среды обитания, а для горожан это как раз «застывшая музыка», воплощенная в камне, стекле, наконец, в бетоне и монолите.

«Сначала люди проектируют жилище, а потом оно проектирует нас», — сказал мудрый политик ХХ века. Точнее Уинстона Черчилля выразить одно из самых уникальных качеств архитектуры — способность формировать личность человека, наверное, нельзя. Многие наши помыслы зависят от среды обитания, а для горожан это как раз «застывшая музыка», воплощенная в камне, стекле, наконец, в бетоне и монолите.

Забота о том, чтобы эта самая музыка не превратилась в какофонию, в последние годы стала одним из основных приоритетов для проектировщиков и застройщиков Красноярска. Все-таки, ответственность на тех, кто отвечает за облик города, лежит очень большая:

— Нет более высокого призвания, чем прогнозировать будущее развития жилой среды, будущее развития человечества, — признается заслуженный архитектор России, член корреспондент РАФН, директор института «Сибагропромпроект» Владимир Шадрин. — Архитектура нашего города достойна того, чтобы к ней относились по-особенному, как к застывшей музыке. Однако, в 60-х годах, решивших судьбу жилищного строительства, она стала окоченевшей. Разморозка началась совсем недавно, и о том, насколько она удачна, можно судить по внешнему виду построек новейшего времени.

Проекты последних лет, и те, что реализованы лишь в выставочных макетах, и те, что уже воплощены в камне, монолите и бетоне, действительно отражают современный взгляд на архитектуру и в то же время радуют гармонией. Изящная «шкатулка» торгового комплекса «Хамелеон», воплотила все свежие идеи нового дня, а строгий силуэт мемориальной часовни Святого Великомученика Дмитрия Солунского, весьма органично вписался в ансамбль набережной. Комплекс «Кода» доказал всем, что и жилищное строительство может быть красивым, а расположенная неподалеку от него Армянская церковь стала одним из главных украшений нового микрорайона. Башня «Биг-бэна» была безоговорочно признана всеми жителями, как один из новых символов Красноярска, а проект «Кленовый дворик» профессионалы признают одним из самых колоритных объектов нового времени. Все это еще раз подтверждает размах и в то же время бережность, которые стали символами архитектуры последних лет. А, кроме того, мы почувствовали, что наш город не обделен талантами, работы которых отмечают не только на всероссийских, но и на международных конкурсах.

Наверное, самым ответственным участком для застройки является исторический центр города. Ведь все новые объекты, «вписанные» в него, должны органично дополнять неповторимый облик города, складывавшийся на протяжении многих десятилетий. Возможно, это удавалось не всегда, ведь некоторые здания не соответствуют той высокой планке, которая предъявляется к архитектурным сооружениям в столь важном месте. И даже пристальный контроль со стороны власти не всегда становится достаточным заслоном на пути «золотого тельца», ставшего, увы, одним из символов нашего времени:

— Практически все объекты, возведенные в историческом центре города, согласованы с нами, — говорит заместитель председателя комитета по охране и использованию памятников истории и культуры Юрий Тихонович. — Однако, иногда представленный нам на согласование эскизный проект во время строительства очень сильно меняется. Например, получив в комитете «добро» застройщик увеличивает этажность — ведь чем выше объект, тем больше прибыли можно получить. Тот же дом, построенный за Покровским собором, должен был быть гораздо ниже — от четырех до семи этажей, нарастающих по мере удаления от храма. А в итоге была построена настоящая высотка. Так что проблем с застройкой исторического центра у нас хватает.

Тем не менее, мы имеем немало примеров того, как новые объекты органично дополняют облик самых ответственных участков. Те же Исторические ворота или (как говорит автор проекта Арег Демирханов) врата Красноярска — сооружение, с точки зрения архитектуры, воистину необыкновенное. Начнем с того, что они удачно вписались в ансамбль площади перед Большим концертным залом. И, если смотреть в их проем со стороны БКЗ — довольно эффектно обрамляют вид на бывшую Воскресенскую улицу, ныне называемую проспект Мира.

Но, пожалуй, самое неожиданное зрелище на это сооружение открывается с другой стороны. Если смотреть на ворота где-нибудь в районе улицы Парижской коммуны, можно увидеть, как над ними возвышаются опоры вантового пешеходного моста через Енисей. Но, подойдя поближе, замечаешь удивительную метаморфозу — ворота будто бы вбирают себя весь мост, вырастая в размерах.

Для того, чтобы и все остальные объекты, возводимые в городе, так же удачно дополняли неповторимый облик Красноярска, муниципалитет строго следит за подготовкой и реализацией проектов:

— Решая вопрос количества вводимых площадей, мы не имеем права забывать про то, как выглядят и новые и старые микрорайоны, — признается главный архитектор Красноярска аркадий Супоницкий. — Облик города складывается из многих составляющих, в том числе и из внешнего вида того, что мы строим. Потому все новые проекты обсуждаются на градостроительном совете, где к ним предъявляются довольно серьезные требования. Я думаю, что красноярцы заметили наши усилия. Дома, которые вводятся в последние годы, действительно качественно отличаются от построек даже пятилетней давности.

Еще одним способом «разморозить застывшую музыку» стало проведение конкурсов проектов застройки новых микрорайонов. Один из них определил будущий облик места, хорошо известного всей России. Район правобережной набережной, в который будет «вписан» новый жилой комплекс, вошел в изображение на десятирублевых купюрах. Бывшая промзона Судостроительного завода хорошо видна и с реки, и со стороны проспекта имени газеты «Красноярский рабочий». А посему небоскребы, что в ближайшем будущем вырастут на этом участке, должны быть не только удобными и функциональными, но и красивыми. Ведь помыслы жителей, которые, безусловно, зависят от качества звучания «застывшей музыки», должны быть такими же светлыми, чистыми и красивыми.

На полях:

Работы красноярских архитекторов были отмечены призами на многих конкурсах. В том числе и на представительном международном фестивале «Зодчество». Так, главный приз ежегодного фестиваля, «Хрустальный Дедал», был вручен авторам проекта реставрации Благовещенского собора. В числе дипломантов фестиваля был в 2005-м году и почетный гражданин Красноярска, народный архитектор Арэг Демирханов. Тогда же жюри конкурса отметила и реализованную работу «Реконструкция Мемориала Победы в г.Красноярске».

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика