Следы от солдатских пуль

Красноярцы впервые увидели паровоз в декабре 1896 года. Чёрная, дымящая, пахнущая маслом и железом машина торжественно въехала в город. Это событие положило начало новой, железнодорожной эры в Красноярске. Уже через два года в городе открылись главные железнодорожные мастерские. Здание сборочного цеха железнодорожных мастерских, который находится на улице Профсоюзов, 39, является объектом культурного наследия федерального значения. Это памятник истории.
Следы от солдатских пуль Первый паровоз, вышедший из красноярского депо после революции, 1917 г. Источник: Государственный архив Красноярского края

Красноярцы впервые увидели паровоз в декабре 1896 года. Чёрная, дымящая, пахнущая маслом и железом машина торжественно въехала в город. Это событие положило начало новой, железнодорожной эры в Красноярске. Уже через два года в городе открылись главные железнодорожные мастерские. Здание сборочного цеха железнодорожных мастерских, который находится на улице Профсоюзов, 39, является объектом культурного наследия федерального значения. Это памятник истории.

На начало XX века в мастерских работало 1 200 человек. В восьми цехах ремонтировались паровозы, деревянные пассажирские и товарные вагоны, кроме этого мастерскими поставлялось чугунное литье для нужд Енисейской губернии. Железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием не только Красноярска, но и всей Енисейской губернии.

В январе 1905 года в здании сборочного цеха железнодорожных мастерских часто проходили митинги, собрания рабочих, а 6 декабря 1905 года был создан Красноярский Совет рабочих и солдатских депутатов.

“Горсточка в две-три тысячи местных рабочих, по преимуществу железнодорожников, начиная с середины октября 1905 года руководимая большевистской организацией, во главе которой до конца октября стоял товарищ Урицкий (кличка Кузьмич), 16 октября захватила власть над станцией Красноярск и главными красноярскими железнодорожными мастерскими, — писал о событиях начала XX века токарь депо станции Красноярск, член первого Совета рабочих и солдатских депутатов Борис Шумяцкий. — Создав свой Совет рабочих и солдатских депутатов, рабочие, к ужасу царских слуг и буржуа, начали захватывать в свои руки власть”.

В конце декабря в Красноярск вошли правительственные войска. Оплотом первого Совета рабочих и солдатских депутатов стали красноярские железнодорожные мастерские. Там скрылись революционно-настроенные солдаты и рабочие. Свыше 800 рабочих и солдат железнодорожного батальона сдерживали до 6 января 1906 года вооруженную осаду 10-тысячного правительственного войска. Живая история. Кое-где на стенах сборочного цеха остались следы от солдатских пуль 1905 года (!).

В 1932 году мастерские получили статус предприятия союзного значения, став паровозовагоноремонтным заводом. В тридцатые годы прошлого столетия на предприятии велось большое строительство: появились новые цеха, котельная, заводоуправление, расширялась производственная номенклатура. Вплоть до Великой Отечественной войны Красноярский ПВРЗ оставался самым крупным предприятием города. В это время здесь трудилось около трёх тысяч человек.

В первый год войны, уже к осени 1941 года, на завод были эвакуированы родственные предприятия из Полтавы, Воронежа и Изюма. Во время войны на заводе производилась военная продукция: минометы и крупнокалиберные снаряды для пушек, было изготовлено пять бронепоездов, которые ушли на фронт в составе 29-го Красноярского бронедивизиона. Одной из задач предприятия было формирование и отправка на фронт санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения. Из мирной продукции во время войны ремонтировали только паровозы.

В 1970-е годы закончилась “паровозная эпоха” предприятия. 30 декабря 1971 года ушёл из ремонта последний паровоз. Приказом МПС СССР от 29 апреля 1971 года завод получил название “электровагоноремонтный”, стал ремонтировать электропоезда переменного тока, цельнометаллические пассажирские вагоны, тяговые двигатели и колесные пары.

Начиная с конца шестидесятых, на заводе в течение 10 лет проводилась большая реконструкция, велось обширное строительство, внедрялась новая техника, расширялись виды ремонта. Завод обеспечивал сеть железных дорог полностью восстановленными и готовыми к полноценной эксплуатации электросекциями пригородного сообщения и пассажирскими вагонами. Красноярский ЭВРЗ стал лидером в отрасли по ремонту электропоездов переменного тока.

Корпус сборочного цеха представляет собой кирпичное одноэтажное здание на бутовом фундаменте. Архитектура главного фасада корпуса выполнена в традиционной форме хозяйственных построек этого типа. Здание венчает трёхчастный фронтон (фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания) с арочными окнами. Крыша высокая, кровля из асбоцементных плит покрыта рубероидом. На плане здание представляет собой прямоугольник, сильно вытянутый в длину.

На лицевой стороне фасада сборочного цеха множество памятных досок. Есть даже извещение о закладке в 1967 году послания комсомольцам 2017 года.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика