2021-04-26
Обратная сторона красоты
Понятно, что полностью перевоплотиться в артиста балета человеку, не простоявшему все детство у станка, не понимающему, что такое арабеск, ассамблее или препарасьо, не участвовавшему в жизни ни в одном гран-па, просто невозможно. Пришлось довольствоваться самым малым, что я могла себе позволить: переодеванием и попыткой таки встать на каски.
Первым и, наверное, самым страшным шагом во всем этом предприятии для меня стала примерка платья балерины.
— Мы для вас тут подобрали костюм самой крупной танцовщицы. Должно подойти…
Иван Корноухов, ведущий солист Красноярского театра оперы и балета, человек, безусловно, обладающий бездной такта. Лично я на его месте просто бы изошлась ехидством по поводу нестандартных габаритов “штатского” человека. А представитель мира искусства и бровью не повел.
Впрочем самый большой костюм на меня все-таки налез, конечно со скрипом и не без помощи работниц костюмерного цеха. Чудное воздушное творение (кажется, из “Жизель”), даже сошлось на талии — ура! Вот только на спине платье не застегнулось, так что сзади образовался глубокий вырез и крылышки волшебного создания, которое я, по идее, и должна была олицетворять, съехали набок. Но это мелочи. Главное — само ощущение: надо же, я в платье, достойном принцессы!
Кстати, сам по себе этот костюм очень удобен. Юбка хоть и объемная (состоит из нескольких слоев ткани), зато просто невесомая и движения никак не стесняет. Да и верхняя часть вполне носибельна: ничто не царапает, не трет. Вот если бы еще была по размеру… ну да ладно, я же не настоящая балерина. А вообще, в таком наряде хочется крутиться, скакать, наконец, просто принимать красивые позы. Как там: эпольма, эффасе, экарте. В жизни танцоров в ходу именно французский. Все специальные балетные термины и понятия произносятся на языке Вольтера и Бальзака, что еще раз подчеркивает элитарность этого вида искусства.
Естественно, времени любоваться на себя красивую не было, наступил следующий этап преображения: Иван принес пуанты. Между прочим, тоже самые большие из тех, что можно было найти в нашем театре. Как выяснилось, балерин с ногами 38-го размера не так уж и много. По моим ощущениям, таковых вообще нет, потому что балетные туфли, которые я надела, были максимум на тридцать семь с половиной.
Пуанты (от французского pointe — острие) иногда еще называют каски. Одной из первых на них встала Мария Тальоне еще в середине девятнадцатого века, чтобы двигаться на сцене плавно. По определению, это жесткая обувь, правда твердыми пуанты являются лишь первые пять сантиметров от носка. Дальше идет просто ткань, ну и плотная стелька. Кстати, рынок балетной индустрии сегодня предоставляет большой выбор таких специальных туфель, и изготавливаются они по разным “рецептам”. Используют и силикон, и другие наполнители, делающие их действительно жесткими. Мне же предстояло встать на носки, уплотненные гипсом.
— Это хорошо, что они новые, — уверил меня Иван, — будет не так больно. Вот когда поносишь и гипс раскрошится, намного тяжелее.
Первый раз я попробовала встать на каски у станка, в небольшой комнатке у самых кулис. Не верила в успех, но, как ни удивительно, все получилось. И даже особой боли не почувствовала: так, небольшой дискомфорт и потеря равновесия.
Вот только антураж помещения не подходил для красивой съемки, поэтому пришлось перебазироваться непосредственно за кулисы театра, где уже не было спасительного станка. Тут-то и началось настоящее мучение. Ведь встать на цыпочки раз или два, держась за удобный поручень, отнюдь не проблема. А устоять на касках самостоятельно, да еще проделывать эту процедуру за короткое время бессчетное количество раз подряд, такого врагу не пожелаешь. Просто орудие пыток, а не обувь. Мамочки, как же больно!
— Боже, почему только балерины это терпят, да еще и прыгают, крутятся в этих пуантах! — завопила я буквально через несколько минут.
— Они же подготовлены, — утверждает Иван, помогающий мне хоть как-то совладать с моим новым амплуа. — На каски ставят сразу, как только дети приступают к занятиям в хореографическом колледже. С пятого класса аккуратно начинают приучать к жесткой обуви, носить ее правильно, чтобы стопа комфортно себя чувствовала…
Кстати, пуанты приходится одевать не только женской половине труппы. Иногда это делают и мужчины, что меня в определенной степени утешило. Ну не все же девушкам мучиться.
— В “Ромео и Джульетте” я играю две роли: Ромео и Меркуцио, — рассказывает солист красноярского балета. — И у Меркуцио есть вариации, которые исполняются в пуантах. Так что я знаю, о чем говорю: это больно тогда, когда перерабатываешь. Например, если репетиция длится очень долго. Можно намять пальцы, образуется мозоль.
До мозолей натирать ноги жесткой обувью не хотелось — и без того хватило неприятных ощущений. Чувство было такое, будто ноги в районе носков начали жечь раскаленными железными палками. А сами пуанты, еще недавно так ладно севшие “по стопе”, показались вдруг очень тесными. Поэтому после двадцатиминутных попыток скорчить из себя балерину я скинула изящные туфельки и поковыляла к сапогам босиком…
Даже не знаю, можно ли это вытерпеть, если ты в душе не артист, если не предан сцене, которая становится, по признанию самих балерин, настоящим наркотиком. Смыслом жизни, перед которой отступает даже боль. Тихонечко так уходит, на цыпочках.
13 марта 2025 г. 18:00 | Общество
13 марта 2025 г. 6:00 | Общество
12 марта 2025 г. 6:00 | Общество
11 марта 2025 г. 18:00 | Общество
10 марта 2025 г. 14:42 | Общество
9 марта 2025 г. 0:00 | Общество
2025-03-08
2025-03-02
2025-03-09
2025-03-11