2022-10-27
Хвалить ребёнка нужно обязательно, говорят психологи, но нужно знать меру. Перехваливать не стоит. Дети, которым всё время говорят, что они особенные, меньше во взрослом возрасте склонны соревноваться и изучать что-то новое. Они же и так особенные…
Хвалить ребёнка нужно обязательно, говорят психологи, но нужно знать меру. Перехваливать не стоит. Дети, которым всё время говорят, что они особенные, меньше во взрослом возрасте склонны соревноваться и изучать что-то новое. Они же и так особенные…
— Другая опасность перехваливания, когда родители говорят “ты самый умный”, “самый талантливый”, “самый красивый” — ребёнок почувствует, что его заслуги преувеличены, — говорит красноярский психолог Инна Кудрявцева. — Он может засомневаться в своих достоинствах, появятся комплексы. То есть родители, которые похвалами хотят видеть ребёнка успешным и уверенным в себе, добьются обратного эффекта.
Чрезмерная, неправильная похвала может заставить ребёнка сомневаться в честности и искренности того, кто хвалит. Вот вам повод для недоверия. Кроме того, ребёнок может начать воспринимать бесконечную похвалу как попытку манипулировать им. И начнет сопротивляться. А родители будут удивляться — откуда бунт?
Говорите ему добрые слова за конкретные действия — и так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо. Например, если хвалите за рисунок, то говорите о нём не только в целом, но и о деталях: какой яркой получилась речка, как детально прорисован домик и т. д. Избегайте личностных характеристик типа “Ты настоящий художник”. Нужно оценивать ситуацию, действия, а не личность ребенка.
Для ребёнка важно невербальное общение. Поэтому, когда хвалите, подтверждайте это улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы отвязаться.
Не следует хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребёнок будет ожидать поощрения чуть ли не за каждое своё действие. И будет расстраиваться или злиться, если не получит желаемого.
Хвалите ребёнка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но ребёнок поймёт, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.
Старайтесь различать в похвале, что ребёнку удаётся с лёгкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребёнка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдаётся.
Избегайте фразы “я так и знал, что у тебя всё получится”. Вы не знали и не могли знать. А ребёнок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется.
Важно, чтобы похвала соответствовала возрасту и уровню развития ребёнка. То, что трёхлетка вытер со стола лужу по собственной инициативе, вызывает мамин бурный восторг: “Умница! Мамин помощник!”. Подростку в этом случае достаточно вашей благодарности или улыбки.
Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется.
Не надо обещать ребёнку, что из него вырастет великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются.
Не сравнивайте ребёнка с другими. Нежелательно сравнивать своё дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребёнка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Насти, Леры, Даши. Не воспитывайте в нём чувство превосходства. Это может сильно помешать во взрослой жизни.
В тему
Показать ребёнку, что мы его замечаем, можно очень разными способами:
- похвалить;
- отложив все дела, глядя в глаза, внимательно выслушать то, чем сын или дочка хотят с нами поделиться;
- улыбнуться;
- одобрительно кивнуть;
- мимоходом показать большой палец, увидев, например, что ребёнок самостоятельно делает домашнюю работу;
- обнять или поцеловать;
- обстоятельно рассказать, что нам нравится в том, что сделал или от чего удержался ребёнок;
- попросить помочь вам или кому-то в том, что ваш ребёнок делает классно: “Может, сделаешь мне причёску? У тебя французские косички получаются намного лучше, чем у меня”.
17 марта 2025 г. 18:00 | Семья
15 марта 2025 г. 12:00 | Семья
11 марта 2025 г. 12:00 | Семья
11 марта 2025 г. 9:37 | Семья
28 ноября 2024 г. 17:06 | Семья
26 сентября 2024 г. 3:02 | Семья
2025-03-08
2025-03-03
2025-03-11
2025-03-09
2025-03-16