2025-04-06
На финал недели в американском историческом календаре приходится сразу несколько значительных событий. 12 апреля 1861 года бомбардировкой форта Сампер началась гражданская война, в 1945 году скончался Ф. Д. Рузвельт; 13 апреля 1743 года родился 3-й президент и автор Декларации о независимости Т. Джефферсон; 14 апреля 1865 года актер Дж. Бут смертельно ранил 16-го президента А. Линкольна. Американцы официально отмечают эти памятные даты.
На финал недели в американском историческом календаре приходится сразу несколько значительных событий. 12 апреля 1861 года бомбардировкой форта Сампер началась гражданская война, в 1945 году скончался Ф. Д. Рузвельт; 13 апреля 1743 года родился 3-й президент и автор Декларации о независимости Т. Джефферсон; 14 апреля 1865 года актер Дж. Бут смертельно ранил 16-го президента А. Линкольна. Американцы официально отмечают эти памятные даты.
Пикантность заключается в том, что самые почитаемые (наряду с Д. Вашингтоном) президенты США Т. Джефферсон, А. Линкольн и Ф. Д. Рузвельт так же, как и главное событие американской истории гражданская война, оставили достаточно непростое наследие в отношении к расовой проблеме.
Казалось бы, это самые известные государственные деятели Америки, их имена принадлежат не только американской, но и мировой истории. Столпы демократии и прогресса. Даже советская, в том числе сталинская пропаганда давала весьма положительную оценку этим персонажам.
Томаса Джефферсона с легкой руки К. Маркса называли не только выдающимся ученым и великим государственным деятелем, но и самым революционным из просветителей 18-го века. Еще трепетнее к нему относятся в самих США. Любое упоминание о Джефферсоне связывают с тем, что он был противником рабства. Это действительно так, и он даже хотел, чтобы рабство было запрещено в Конституции США. Написанную им Декларацию о независимости —“ Люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью...” — справедливо называют первой в истории “декларацией о правах человека”.
Но этот демократизм Джефферсона вовсе не мешал ему самому быть одним из крупнейших рабовладельцев. Однако неудобные для американской официальной идеологии моменты биографии одного из отцов — основателей США связаны даже не с самим фактом владения рабами. Джефферсон был вдовцом и достаточно любвеобильным человеком. Его многочисленные романы, как в США, так и во Франции, достаточны известны. Голливуд неоднократно обращался к этой теме. Но самая скандальная история связана с малолетней няней его детей домашней рабыней-квартеронкой Салли Хеммингс. Уезжая послом во Францию, он забрал ее, 14-летнюю, с собой. Через некоторое время у нее появилось многочисленное потомство. Дети были разные, с относительно светлой кожей и совсем черные. Факт отцовства Джефферсона отрицался его семьей, окружением и сподвижниками великого демократа. Салли получила “вольную” от дочери 3-го президента уже после его смерти.
Дети в общем-то не претендовали ни на наследство, ни на какие-то особые права. Да это было и невозможно. Сам Джефферсон был категорическим противником межрасовых браков, законодательство Вирджинии, губернатором которой он был, предусматривало полгода тюрьмы за половую связь с черными. (Кстати, даже запрет на усыновление белыми черных детей в США был отменен только в 1997 году.) В биографии Джефферсона (обязательной для изучения в школах) эти подробности умалчивались. Любопытно, что одним из первых о черном потомстве отца-основателя США написал советский историк академик Н. Н. Болховитинов. Однако десять лет назад в условиях тотального изменения расового вопроса в США темнокожие потомки вдруг предъявили свои права. Официальные наследники выступили категорически против. Скандал принял выраженный расовый характер. Проведенные в 1999—2001 годах анализы ДНК с точностью в 99,99 процента подтвердили родство потомков Салли Хеммингс с автором Декларации о независимости. Обвинения в расизме семьи Джефферсона бросили тень и на его репутацию.
Авраам Линкольн справедливо считается освободителем американских негров. Трагическая смерть создала ему ореол мученика, отдавшего жизнь за территориальную целостность страны и освобождение рабов. Он, однако, вовсе не являлся радикальным противником рабства. Даже его моральное осуждение рабовладения носило условный характер. (Кстати, семья Линкольна, его отец и дядя тоже владели небольшим количеством черных рабов.) Он, в частности, решительно выступил против восстания Джона Брауна за освобождение негров.
К признанию необходимости интеграции негров в американское общество Линкольн пришел только после окончания гражданской войны. Ему скорее близка была идеология американского колонизационного общества. АКО за 50 долларов приобрело на западноафриканском побережье 13 тысяч гектаров земли и занялось переселением выкупленных рабов на их историческую родину. Так позднее появилось государство Либерия (“Свободная”) со столицей Монровия (по имени американского президента Монро). Опыт, впрочем, оказался негативным. Очень скоро выходцы из Америки установили там знакомые им порядки южных штатов, поработив местные африканские племена.
Вообще-то Линкольн выступал только против распространения рабства на штаты, где его не было, а вовсе не против рабства как такового. В своей инаугурационной речи он заявил, что у него “нет никаких намерений прямо или косвенно вмешиваться в функционирование института рабства: “Я считаю, что не имею законного права делать это”. Лишь во время войны произошла радикализация его позиции. И то не сразу. Долгое время после мятежа южных штатов Линкольн говорил: “Моей целью является сохранение Союза, а не уничтожение рабства. Если бы я мог сохранить Союз не освободив ни одного раба, я бы сделал это”. Прокламацию об освобождении рабов он подписал только для того, чтобы подорвать позиции конфедератов (они получали “пятую колонну” в тылу) и недопустить интервенцию Великобритании. Лубочная официальная биография Линкольна достаточно долго лакировала его истинную позицию, хотя некоторые негритянские организации давно призывают более объективно оценивать 16-го президента.
Франклин Делано Рузвельт умер 12 апреля, готовя свою торжественную речь по поводу очередной годовщины Джефферсона. Утром в этот день он отверг очередные предложения своего окружения об отмене дискриминационных ограничений для военнослужащих-негров. В наших фильмах о второй мировой войне, когда показывают историческую встречу советских и американских войск на Эльбе, часто мелькают чернокожие солдаты. Это не соответствует исторической правде. В 40-е годы в США существовала расовая сегрегация. То есть раздельные больницы, школы, автобусы для черных и белых. Она распространялась и на Вооруженные силы. Еще перед войной лидеры негритянских организаций встречались с президентом Рузвельтом, ходатайствуя о призыве в армию чернокожих. Рузвельт не только отклонил ходатайство, но и сделал публичное заявление, что негритянские профсоюзы за сохранение сегрегации. Это вызвало протест черных и марш несогласных в Вашингтоне.
Сначала негров вообще не призывали в армию. После вступления США в войну создавались отдельные вспомогательные черные части, которые не участвовали в боевых действиях. Чуть позже появились черные офицеры в черных частях. Десегрегирована армия была лишь после смерти Рузвельта в период Корейской войны. В самих США не любят заострять внимание на расовых предрассудках президента Рузвельта. 20 лет назад правозащитники начали кампанию по реабилитации интернированных в 1942 году американцев японского происхождения.113 тысяч человек были по приказу Рузвельта заключены в специальные концентрационные лагеря, у них отняли имущество. Они официально признавались врагами нации уже по происхождению. И дело не только в политическом решении — вопрос о “пятой колонне” не такой простой, хотя американская контрразведка так и не обнаружила среди интернированных ни одного японского шпиона. Есть еще достаточно неприятные для репутации Рузвельта обвинения в расизме. Критерий для того, чтобы попасть во врагов нации, был биологический — наличие 1/16 японской крови (в ту же категорию врагов в нацистской Германии попадали с наличием в два раза меньшего количества еврейской крови).
Двусмысленность ситуации заключается в том, что в своей предвыборной кампании Барак Обама довольно активно апеллировал к наследию Рузвельта. Как и все чернокожие политики, он, разумеется, знает, что тот был за сегрегацию, то есть за дискриминацию черного населения Америки. Однако ему нужно было продемонстрировать партийную традицию, идущую от “нового курса” Рузвельта. Между тем во времена Рузвельта у демократов практически вообще не было черного электората. Во-первых, в силу расовых законов очень мало негров имели возможность реализовать свои избирательные права. Они были ограничены тестами на грамотность (их заставляли вслух читать Конституцию), цензами оседлости, перемещения, происхождения. (Во многих штатах, чтобы голосовать, требовалось, чтобы несколько поколений имели такое право, то есть для потомков рабов это было невозможно. Неконституционность подобного законодательства признали только в начале 70-х годов.) Во-вторых, негры традиционно поддерживали партию Линкольна — республиканскую, демократическая же партия изначально была партией рабовладельцев.
Изменилась ситуация лишь в 1960 году. Это было время начала массового движения афроамериканцев за свои права. Во время президентской избирательной кампании лидер чернокожих Мартин Лютер Кинг по сфабрикованному обвинению был заключен в тюрьму. Кандидат республиканцев Ричард Никсон отказался реагировать на дело Кинга. Демократ Кеннеди солидаризировался с узником совести, позвонил его отцу и супруге. Все черные избиратели проголосовали за Кеннеди. И голосуют за демократов до сих пор.
Еще четверть века назад черные политики воспринимались как экзотика. Картер назначил сподвижника М. Л. Кинга Эндрю Янга представителем в ООН. Потом появился К. Пауэл, К. Райс… Барак Обама был всего лишь пятым черным сенатором, но его стремительное восшествие в Белый дом означает, что англо-саксонская эпоха в истории США закончилась. В динамичной эмансипации афроамериканцев есть, однако, серьезный момент, который в будущем не может не сказаться на политической и расовой истории США. Во время прошлогодней президентской кампании белые избиратели и их выборщики голосовали и за Обаму, и за Х. Клинтон, и за Маккейна, а вот черные практически единогласно были за Обаму. Тенденция, однако…
2025-03-08
2025-03-02
2025-03-11
2025-03-16
2025-03-18