2025-04-17
Мы все бывали в таком положении — сидели на собрании или в классе, но вдруг осознавали, что за последние пять минут не услышали ни слова, потому что наши мысли витали где-то далеко. Возникает неприятное чувство! Вы пытаетесь сосредоточиться, возможно, испытывая чувство вины. Но, кажется, это просто невозможно!
Мы все бывали в таком положении — сидели на собрании или в классе, но вдруг осознавали, что за последние пять минут не услышали ни слова, потому что наши мысли витали где-то далеко. Возникает неприятное чувство! Вы пытаетесь сосредоточиться, возможно, испытывая чувство вины. Но, кажется, это просто невозможно!
В конце концов, разве сосредоточенность не должна быть краеугольным камнем обучения?
На протяжении десятилетий преподаватели и работодатели считали, что «блуждание мыслей» является врагом продуктивности и обучения. Но что, если они все это время ошибались? Что, если эти мысленные обходные пути на самом деле помогают нам лучше усваивать определенные вещи?
Новое исследование, опубликованное в Journal of Neuroscience, предполагает, что блуждание мыслей не просто безвредно; оно может значительно повысить нашу способность улавливать тонкие закономерности в окружающем нас мире.
Удивительные преимущества блуждающего ума
Исследование, проведенное учеными из различных европейских институтов, показало, что когда участники отвлекались во время выполнения компьютерной задачи, у них лучше получалось выявлять скрытые статистические закономерности, даже если они сознательно не пытались их обнаружить.
Исследователи работали с 37 участниками, средний возраст которых составлял 22 года. Каждый участник выполнил специальное компьютерное задание, предназначенное для измерения как склонности к блужданию мыслей, так и способности улавливать тонкие статистические закономерности, не осознавая этого.
Во время выполнения задания участники надевали колпачки для электроэнцефалографии (ЭЭГ), чтобы контролировать активность своего мозга. Исследователи периодически прерывали их, чтобы спросить об их мыслях: были ли они сосредоточены на задаче или думали о чем-то совершенно другом.
О чем свидетельствуют мозговые паттерны
Анализируя результаты, исследовательская группа обнаружила нечто неожиданное: участники лучше распознавали закономерности в периоды, когда, по их словам, их мысли отвлекались от выполнения задания. Это преимущество было наиболее ощутимым при непреднамеренном блуждании ума (когда мысли спонтанно рассеиваются), а не при осознанном погружении в мечты.
Измерения мозговой активности добавили еще один кусочек к головоломке. В периоды рассеянности, особенно в начале процесса обучения, участники демонстрировали повышенную активность медленных мозговых волн, характерную для определенных состояний сна. Эти волны были сосредоточены в областях мозга, ответственных за сенсорную и моторную обработку.
По сути, эти моменты отвлечения могут функционировать как своего рода «мини-сон», когда мы бодрствуем. Точно так же, как сон помогает укрепить нейронные связи и закрепить воспоминания, эти краткие мысленные блуждания могут дать нашему мозгу небольшие возможности для обработки и закрепления вновь сформированных паттернов, которые мы начали обнаруживать.
Однако исследование показало, что участники по-прежнему совершали больше ошибок в периоды блуждания мыслей. Но в то время как непосредственное выполнение задач ухудшалось, их понимание основных закономерностей улучшалось, что обеспечивало компромисс между мгновенной точностью и более глубоким обучением.
2025-03-08
2025-03-02
2025-03-11
2025-03-16
2025-03-18