Первый друг: как выстраивать отношения
  • Первый друг: как выстраивать отношения

  • Я хочу с тобой играть
  • Главная » Семья
  • 17 апреля 2020 г. 1:26
  • Короткая ссылка: UStw4

Жизнь человека без друзей вряд ли может быть полноценной. Поэтому родители хотят, чтобы у их детей были настоящие друзья, с которыми и в огонь, и в воду. Но хорошим другом быть непросто. И найти друга на всю жизнь в первой же песочнице вряд ли получится. Так что родителям придётся поработать…

Уже в два-три года дети учатся играть вместе. И это непростое время в их жизни. Малыши обладают удивительной способностью быстро и легко завязывать отношения, они так же быстро мирятся, как и ссорятся. Они могут моментально включиться в игру с незнакомым малышом, провести с ним час-другой, строя куличи и совместно катаясь на горке, и забыть его через пять минут, уйдя с площадки. Здесь никто не разводит церемоний: один взял понравившуюся машинку прямо из рук увлечённого игрой карапуза, но и получил в ответ без промедления совком по голове. В этой “горячей” точке можно не удивляться исчезнувшему под всеобщий шумок самосвалу или бесцеремонно затоптанному куличу. Всё-таки малыши хоть и ищут общения друг с другом, время от времени по-прежнему “отключаются” в своих играх, забывая об окружающем их мире других детей.

Маленькие дети быстро забывают, из-за чего они ссорились мгновение назад, и эту удивительную детскую особенность уметь легко прощать мелкие обиды нужно постараться сохранить.

Собственнические интересы в этом возрасте преобладают, и посягательства на любимые игрушки пресекаются бескомпромиссно. Конфликты неизбежны, так как малыши ещё только учатся принимать точку зрения другого человека. Свои желания прежде всего; иногда, конечно, хочется взять игрушку у “того парня”, но для этого нужно, как говорится, “искать контакты”. Время идёт, и малыши входят во вкус, их уже всё больше увлекают не сами игрушки, а их владельцы — другие дети. К этому моменту карапузы уже понимают, что существуют правила, и они уже знают кое-какой толк в дружбе, пусть ещё и на самом примитивном уровне. Постепенно общение усложняется, переходя на новые уровни параллельно с развитием речи и социальных навыков. Но всё же малыши ещё очень часто ссорятся. В их спорах родителям лучше держать дистанцию и не вмешиваться.

Стоит обратить внимание на нюанс: если ссоры всегда заканчиваются перемириями, это лишнее доказательство, что отношения сбалансированы и среди играющих малышей нет того, кто доминирует.

Ребёнок не научится постигать чужие чувства, если его собственными пренебрегают. Не смущайте ребёнка в присутствии других фразами типа: “Какой же ты неуклюжий, посмотри, из-за тебя сломался Олин снеговик”, “Что же ты за неряха! Ну вот, теперь Петин зайка стал совсем грязным!” Таким образом родители не только унижают своего малыша, но и преподают ему урок, что игнорировать чужие чувства вполне допустимо.

Уже в самом раннем возрасте можно увидеть особенности поведения детей. Один карапуз общителен и подвижен, другой — застенчив и пуглив, третий — настоящий дипломат. Постарайтесь понаблюдать за тем, как ведёт себя на детской площадке ваш малыш: в кругу сверстников дети зачастую реагируют совсем не так, как дома.

Умение знакомиться — одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Как ведёт себя ваш малыш в незнакомой компании? Умеет ли знакомиться? Некоторые ребята делают это легко и свободно, и им не нужна помощь взрослых. “Здравствуй, мальчик! Меня зовут Никита, а как зовут тебя? У тебя что за машинка? А хочешь посмотреть мою? Давай поиграем!” Чаще всего этого достаточно, чтобы игра завязалась. Но если вашему малышу трудно проявлять инициативу?

Дети, которые с самого раннего возраста общаются с другими малышами, как правило, привыкают к общественной жизни раньше. Если у вашего крохи такого опыта ещё не было, помогите ему в этом, используя дома его любимые игрушки. Простая, казалось бы, игра в знакомство научит малыша не только завязывать отношения с незнакомыми ребятами, но и правильно вести себя в той или иной ситуации, исправить некоторые сложности в своём поведении. Покажите ребёнку возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть теперь первым “знакомится” малыш. Проиграйте часто возникающие ситуации, попробуйте найти наиболее удачную линию поведения. Что делать, если зайка и мишка хотят играть одной и той же игрушкой? А что, если зайке захотелось покачаться на качелях, а мишка тоже хочет покататься? Прогнать, подождать или покачаться вместе? Подобные ролевые игры объяснят крохе всё гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

Дети, которые с раннего возраста видят других малышей, воспитываясь, например, в большой семье, как правило, привыкают к общественной жизни раньше. Если же у вашего ребёнка такого опыта ещё не было, он нуждается в вашей помощи. Первые выходы в свет даются всегда нелегко — малыш цепляется за мамину юбку и наотрез отказывается играть с другими ребятами. Тренировки на любимых игрушках важны, но реальное общение с настоящими карапузами всё-таки может пойти не по сценарию, и тут малыш всё ещё теряется.

Если родители заставляют ребенка общаться со сверстниками, это редко приводит к хорошим результатам; более того, желание делать всё наоборот, присущее младшему дошкольному возрасту, может привести к тому, что малыш станет недружелюбным. Дайте ребёнку время и возможность самостоятельно прийти к выводу, что играть со сверстниками интересно. Придя на детскую площадку, ненавязчиво вовлекайте его в общую игру. На собственном примере покажите , как присоединиться к играющим. Правда, для этого вам самим придётся забраться в песочницу и убедить других детей принять вас в свою команду. И тогда малыш охотно последует за мамой: её присутствие придаст крохе уверенности в незнакомой компании. Подумайте, может, вашему малышу стоит посещать какую-нибудь игровую группу или почаще появляться на детской площадке? Попробуйте познакомиться с мамой другого ребенка, договориться с ней о совместных прогулках с малышами.

Малыши трёх-четырёх лет успешно играют вместе. Но конфликты возникают: дети не могут поделить игрушки, так как им не хватает опыта, чтобы развить нужный для совместной деятельности сюжет. Если два только что мирно игравших ребенка начинают с криками тянуть в разные стороны куклу, надо вмешаться. Но ваша задача — не решать, кому достанется кукла. Нужно научить детей совместной игре, где у каждого ребёнка будет своя интересная роль: “Девочки, слышите, Маша плачет, вы сделали ей больно. Ей срочно нужна помощь. Таня, ты будешь мамой Маши, а ты, Юля, будешь доктором, и Таня приведёт к тебе свою дочку лечиться”. Помогите придумать сюжет, обыграть его под вашим чутким руководством, а потом предложите малышкам поменяться ролями. Так можно уладить почти любой конфликт. Главное, не паникуйте: дети не рождаются дипломатами, и силовые приёмы в дошкольном коллективе — вполне нормальный способ выяснения отношений. Главное: если ваш малыш ударил или толкнул другого — не кричите и не шлёпайте его за это. Так вы только утвердите малыша во мнении, что сила — лучшее оружие в вопросах решения проблем.

Довольно часто в коллективе малышей появляется маленький командир, который стремится подчинить себе других. Он диктует свои правила, заглушает инициативу сверстников в игре, настаивая на своём всеми силами. С такими детьми, как правило, никто не хочет дружить, малышам трудно понять и принять капризы такого ребёнка.

Часто с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье. Привыкнув ко всеобщему вниманию дома, малыш в новом коллективе стремится занять центральное место. Бывает, что ребёнок с лидерскими задатками становится “антилидером” только потому, что не приучен заботиться о других. Переориентируйте лидерские качества своего малыша на соревнование командой, чтобы, играя, он стремился к успеху вместе с другими и ради других. Постарайтесь сформировать у своего ребёнка чувство группы. Если расширить в его представлении понятие “моё”, можно сделать его настоящим лидером. Одно дело, когда ребёнок видит в других только соперников, другое — свою команду, которой он, сильный, умный, может помогать. Поощряйте игры, в которых нужно действовать сообща.