Как обеспечить безопасность и самостоятельность детей: советы эксперта

Как обеспечить безопасность и самостоятельность детей: советы эксперта

2025-03-15

Семья

Узнайте, как определить возраст, подходящий для самостоятельных прогулок и пребывания дома, и как научить детей быть самостоятельными, сохраняя их безопасность.

В каком возрасте ребёнка можно оставлять дома одного? Отпускать ли первоклассника на самостоятельные прогулки? Как самому родителю сохранять спокойствие, зная, что ребёнок гуляет один? В период летних каникул эти вопросы особенно беспокоят мам и пап. Поэтому о детской самостоятельности мы поговорили с Анастасией Степаненко — психологом комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района.

— Существуют ли рекомендации, с какого возраста детей можно оставлять дома одних?

— Назвать определённый возраст, когда детей можно оставлять дома одних, довольно сложно, сейчас объясню, почему. На это влияет уровень развития ребёнка, то, какие умения, навыки, знания ему дали родители.

Если вы рассказали ребёнку, как правильно вести себя, то в принципе уже с пяти лет его можно оставлять дома одного минут на десять. Например, когда мама выходит в магазин за хлебом. В возрасте шести-семи лет можно оставлять и на более длительный срок, главное объяснить правила поведения — например, что нельзя открывать дверь незнакомым.

— Как проверить, готов ли ребёнок, достаточно ли он самостоятелен? Ведь некоторые дети разъяснения родителей слушают, но не слышат.

— Есть специальные методы диагностики. Самый элементарный — понаблюдать за ребёнком. Что он делает дома при маме? Сколько времени проводит в комнате один, чем занимается — рисует, играет? Может ли выполнять какие-то конкретные действия без мамы или каждую минуту подходит с просьбами: “мама, налей мне воды”, “включи свет”, “дай мне то”. Если он приучен к бытовым нуждам, сам берёт игрушки, наливает воду и так далее, значит, может посидеть дома один. Ведь детская самостоятельность в принципе — это проявление некой инициативы ребёнка.

— Самостоятельности можно научить, или она зависит от каких-то врождённых качеств?

— Научить быть самостоятельным — миссия родителя. Формирование самостоятельности начинается в возрасте от года до трёх лет, когда происходит отделение от матери, период “я сам”, кризис трёх лет. Когда ребёнок пытается сам держать ложку, одеться, главное не останавливать его! Некоторые мамы говорят: мне проще отнять ложку и покормить самой, так будет быстрее и чище. Не допускайте таких ошибок! Да, пусть каша будет размазана и по столу, на и одежде. Но если вы остановите малыша, не дадите самостоятельности проявить себя, как будете жить дальше? Грубо говоря, всё начинается с ложки.

Ещё один пример: после трёх лет ребёнок пытается сам одеваться, но родители постоянно спешат, отбирают одежду, одевают его сами — так быстрее. Я рекомендую оставлять на этот процесс больше времени — пусть малыш одевается сам.

Формировать самостоятельность рекомендует в возрасте до пяти лет. Потом это делать гораздо сложнее. В моей практике были случаи, когда родители приходили и говорили: ребёнку восемь лет, он кровать не заправляет, одежду где попало бросает. А вы его учили? Нет, сами всё делали.

Раньше, когда не было автоматических стиральных машин, существовала хорошая традиция. Маленькие детки вечером сами стирали своё бельё и носочки. И пусть потом, когда ребёнок засыпал, мама потихоньку перестирывала за него, всё равно это был замечательный опыт.

— Нередко бабушки и дедушки стараясь побаловать внуков, делают какие-то домашние дела за них — заправляют кровать, моют посуду. Говорят: “посиди, ещё наработаешься”. Стоит ли останавливать их?

— Ко мне приходила мама, она рассказывала: когда ребёнок берёт ложку и начинает кушать, бабушка сразу отнимает её и кормит внука сама. Конечно, так делать нельзя. В таких ситуациях важна работа мамы: с бабушкой нужно поговорить, чётко объяснить свою позицию. Иногда такая беседа помогает сразу, иногда разговор приходится повторять.

И ещё. В любом случае ребёнок смотрит на то, как родители действуют дома. Если мама и папа аккуратно складывают вещи, сразу убирают за собой посуду, дети будут следовать их примеру. И бабушки не помешают.

— С какого возраста можно разрешать самостоятельные прогулки?

— Опять же, с того момента, когда родители научили, как вести себя на улице, разъяснили: вот определённая территория, за пределы которой ты не выходишь, к чужим взрослым не подходишь, сладости у них не берёшь. Если ребёнок всё это понимает, мама может оставить его в пределах детской площадки одного в возрасте шести — восьми лет. После начальной школы ребёнка можно отпускать одного и на более длительные расстояния.

Что касается передвижению по городу на общественном транспорте, сегодня я нередко сталкиваюсь с такими ситуациями: когда ребёнок идёт в первый класс, родители вынуждены учить его самостоятельно пользоваться автобусами. Мама и папа работают, других вариантов у семьи нет. Первоклассник учит номера автобусов, названия остановок. Жизнь заставляет его быть самостоятельным.

— Как предупредить ребёнка о возможных опасностях, но при этом не испугать его?

— Прежде всего это невозможно сделать за один раз, нужно время от времени проводить беседы, разговаривать на темы безопасности. И начинать такие разговоры как можно раньше. Есть полезные игры — такие, как “Что такое хорошо и что такое плохо”. Её можно сделать дома. Нарисуйте на карточках сюжеты. Например, на картинке нарисована ситуация — в автобусе мальчик уступил бабушке место. Разберите эту ситуацию: хорошо это или плохо.

Также в игровой форме можно выучить, что можно делать дома одному и что нельзя. Рисуем плакат, вырезаем небольшие смайлики: красные обозначают что нельзя делать, зелёные — что можно. И наклеиваем на плакат. На изображение плиты — красный, здесь можно обжечься, на изображение дивана — зелёный, здесь можно отдохнуть.

Нужно обязательно рассказать, почему опасно уходить с чужими людьми. Ребёнок должен знать, что с ним может случиться. Если вы не скажите правду, потом дети не будут вам доверять.

— Есть ли советы для снятия тревожности у родителей, которые оставляют своих детей одних и при этом очень волнуются?

— Такие чувства испытывают почти все мамы и папы, тревожиться о своём ребёнке — это инстинкт, главное, чтобы дети не видели вашего волнения, тревога не передавалась им. Впервые оставили своего ребёнка во дворе? Осторожно из-за дома понаблюдайте, как он ведёт себя, что делает. Со временем эта тревожность будет спадать, если вы поймёте, что ребёнок придерживается установленных правил. Так что в первую очередь нужно успокоить себя.

— Как Вы относитесь к экспериментам, когда родители просят незнакомых ребёнку взрослых попробовать увести его с детской площадки?

— Считаю, что они не приносят пользы. Особенно в тот период, когда ребёнок привыкает гулять один. Ему нужно время, чтобы адаптироваться к пространству, он и так испытывает тревожность, а такие эксперименты становятся дополнительным стрессом.

— Должны ли дети рассказывать родителям, что делали во время самостоятельной прогулки? Нужно ли маме задавать вопросы — с кем гулял, чем занимались?

— Нужно обязательно, самостоятельность не подразумевает полную свободу. Контроль тоже должен быть. И к тому времени, когда ребёнок начнёт гулять один, разговоры о том, как прошёл его день, должны уже стать семейной традицией. Малыш пришёл из садика, спросите, как он провёл день, и обязательно расскажите про свой день.

Часто бывает так: мама приходит с работы, начинает готовить ужин, делать домашние дела, ей ничего не интересно. Но даже если вы очень устали, разговаривайте со своими детьми.

— Можно ли отучить ребёнка от односложных ответов — “нормально”, “хорошо”? Особенно так любят отвечать подростки.

— Повторю: всё начинается с родителей. Рассказывайте про свой день. Если начнёте делать это как можно раньше, когда ребёнок только начал говорить, это войдёт в привычку.

— А что делать с самостоятельностью ребёнка при общении в Интернете, социальных сетях?

— Это сложная тема. К сожалению, сегодня сформирована массовая зависимость от виртуального мира, компьютерных игр. Специалисты организуют семинары, форумы, они не знают, что с этим делать, пытаются понять причину интернет-зависимости у детей.

Родителям прежде всего нужно заняться профилактикой этой зависимости. Ребёнок должен видеть: в нашей семье компьютер используется для поиска необходимой информации, работы. Очень плохо, когда мама или папа сами постоянно играют на компьютере или телефоне, дети это перенимают.

Что касается социальных сетей, я бы не рекомендовала регистрироваться в них детям до подросткового возраста. А сейчас в соцсетях сидят даже дошколята. Этим пользуются мошенники, выманивают деньги, пытаются узнать домашний адрес, достаток родителей и так далее.

Но если ваш ребёнок всё-таки зарегистрировался в соцстеях, не запрещайте ему заходить на свою страничку. Определите границы: проверяйте, с кем он дружит, с кем переписывается. Ведь когда родители ставят жёсткие запреты, дети “надевают маску”, возникает реакция протеста. И при этом ребята могут продолжать делать то, что запретили мама с папой. Что ещё опаснее, нужно быть в курсе того, чем занимается ребёнок.

Последние новости в категории Семья

Популярные новости