Шоппинг
  • Шоппинг глазами нейрофизиолога

  • Много ли в вашем гардеробе обуви, которую вы не носите? Не потому, что она вышла из моды или стала жать, — просто не носите, потому что вдруг перестала нравиться? Психологи доказали, что в неудачном шопинге повинен головной мозг. А точнее — его “центр удовольствия”.
  • Главная » Общество
  • 25 декабря 2021 г. 1:05
  • Короткая ссылка: QYXT1

Много ли в вашем гардеробе обуви, которую вы не носите? Не потому, что она вышла из моды или стала жать, — просто не носите, потому что вдруг перестала нравиться? Психологи доказали, что в неудачном шопинге повинен головной мозг. А точнее — его “центр удовольствия”.

Старая истина: хочешь улучшить настроение — пройдись по магазинам. Доказано, что шопинг активизирует важные отделы нашего мозга, поднимая тонус и улучшая самочувствие. Следовательно, ничто не должно вставать между вами и витринами, прилавками и бутиками, если вам хочется отвлечься от тяжелых будничных мыслей. Однако, разглядывая красочные витрины или обнаруживая в магазине ту вещь, о которой вы так давно мечтали, сложно отказаться от желания “купить все сразу”. У психологов есть объяснение и этому феномену: такие походы по магазинам воздействуют на “центр удовольствия”, который вырабатывает в мозгу химические вещества, дающие ощущение “удачного шопинга”. Но не секрет, что под действием этой эйфории мы нередко становимся обладателями вещей, совершенно нам не нужных.

Специалисты рассказывают: радость от праздничного шопинга во многом зависит от допамина — химического вещества мозга, которое играет важную роль в нашем душевном и физическом здоровье. Допамин связан с ощущением удовольствия и удовлетворения, его выброс происходит в тот момент, когда мы переживаем что-то новое, волнующее или возбуждающее. Но исследования мозговой деятельности приводят к мысли о том, что уровень допамина скорее связан с предвкушением опыта, чем с самим опытом. Этим объясняется удовольствие, которое доставляет людям разглядывание витрин и поиск распродаж. Однако — внимание!! — допамин может выплеснуться в процессе шопинга и привести к неверным решениям. Грегори Бернс, нейрофизиолог из университета Имори, считает, что именно это вещество и объясняет, зачем люди покупают туфли, которые потом не носят. “Вы видите туфли, и происходит выброс допамина, — говорит Бернс. — Допамин мотивирует вас купить их. Это как инжектор топлива, но, когда туфли куплены, он прекращает работать”.

Понимание реакций мозга во время похода по магазинам помогло бы нам оценить удачи и неудачи шопинга и, возможно, уберегло от разочарований и риска ненужных трат. Например, уйдя от предмета, который вам хочется купить, и вернувшись на следующий день, вы уничтожите новизну ситуации и подойдете к решению с ясной головой. Профессор университета Индианы Рут Энгз, изучающая пристрастие к шопингу, составила список “можно” и “нельзя”, чтобы помочь людям сориентироваться во время шопинга. По нему следует: покупать только то, что вы собирались купить, избегать импульсивных покупок. Расплачиваться стоит наличными или дебетовой карточкой. Финансовые ограничители удержат вас от слишком дорогих покупок в момент возбуждения от шопинга. Не делайте покупок, когда гостите у друзей или родственников. Новизна обстановки повышает риск покупки того, что вам не нужно. Изучайте витрины, когда магазин закрыт или ваш кошелек остался дома. Только так вы получите удовольствие от шопинга, не рискуя потратиться.