На Таганке он был актёром так называемого второго призыва

Леонида Филатова любила вся страна. Он познал и достаточно ранний актёрский успех, и зрелый — литературный — после блистательной сказки “Про Федота-стрельца, удалого молодца”. До последнего времени выпускал щемящую телепередачу об ушедших актёрах “Чтобы помнили”. И мужественно противостоял тяжёлой, изнурительной болезни.

Леонида Филатова любила вся страна. Он познал и достаточно ранний актёрский успех, и зрелый — литературный — после блистательной сказки “Про Федота-стрельца, удалого молодца”. До последнего времени выпускал щемящую телепередачу об ушедших актёрах “Чтобы помнили”. И мужественно противостоял тяжёлой, изнурительной болезни.

Он родился 24 декабря 1946 года. Родители Леонида Филатова — отец Алексей Еремеевич, мать Клавдия Николаевна — познакомились потому, что были однофамильцами. На заводе, где работала Клавдия, девушкам раздали списки бойцов, которым нужно было написать письма на фронт. Клавдия Филатова увидела фамилию Филатов, написала ему письмо, завязалась переписка. А после победы сыграли свадьбу. Семья часто переезжала: отец был радистом, всё время в экспедициях. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители развелись, и мама с сыном уехали в Ашхабад к дальней родне. Ещё будучи школьником, Леонид начал печататься в Ашхабадской прессе.

Когда в 1969 году 22-летний выпускник знаменитого вуза при Вахтанговском театре был приглашён в любимовскую Таганку, многие его отговаривали: “Тебе тишина нужна, а там всё грохочет, гремит, все орут”. Но он ни о чём не пожалел и никогда не раскаивался в своём выборе.

Филатов был актёром так называемого второго призыва. Пополнение Таганки на рубеже 1960—1970-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской команде “первой пятилетки”. Леонид Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталия Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков — такого талантливого набора, как тот, который влился тогда в труппу, в театре больше не было.

В Таганке Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же работы — роли Ведущего в спектакле по роману Чернышевского “Что делать?”. Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, это талант вулканического происхождения, хотя по этому счёту “природный вексель” не оплачен и наполовину. Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, но всё же недоглядел или был нечуток к молодому дарованию — сыграл Филатов на таганской сцене не так уж и много. Ведущий в “Что делать?, Горацио в “Гамлете”, Кульчицкий в “Павших и живых”, Федерциони в “Жизни Галилея”, эпизодические роли в “Десяти днях”, “Часе пик”, центральные — в “Доме на набережной”, “Пристегните ремни”, “Пугачёве”, “Антимирах”, “Мастере и Маргарите”, “Товарищ, верь” — всё добротно и успешно для нормального актера. Но “полигона” для вулканической породы всё-таки маловато.

Ещё в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973-му сознательно или интуитивно обрёл вторую актёрскую профессию. Киноактёр Филатов начал теснить театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на экране. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах “Избранные”, “Грачи”, “Забытая мелодия для флейты”, “Экипаж”, “Город Зеро”, “Успех” и др.

В начале 1990-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению — режиссуре. В 1991 году снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме “Сукины дети”, который получил первую премию на фестивале “Кинотавр”. К исходу 1989 года Леонид Филатов уже приобрёл всесоюзную славу актёрского лидера последнего пятилетия, устойчивый авторитет среди кинодеятелей, почётное звание, титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные призы...

Серьёзные проблемы со здоровьем заставили его в середине 1990-х годов отойти от активной актерской и режиссёрской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе — литературной. Его всегда, ещё в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, ещё в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудится в литературе всё последнее десятилетие. Филатов пишет стихи, песни, пьесы, пародии. Одна из последних — его книга “Театр Леонида Филатова”, вышедшая в 1999 году, в которую включены пьесы “Про Федота-стрельца удалого молодца”, “Большая любовь Робина Гуда”, “Часы с кукушкой”, “Любовь к трём апельсинам”, “Лизистрата”, а также пародии “Таганка-75”.

В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучивается. Те, кого еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в безвестности, одиночестве и зачастую в забвении. Поэтому с 1994 года Леонид Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу “Чтобы помнили”, посвящённую известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом. С самоотверженностью и тактом, доступными лишь человеку, почувствовавшему на себе дыхание смерти, он создавал одно за другим произведения, нетипичные для отечественного ТВ, в жанре не некролога, но реквиема.

А потом с ним случилось несчастье. Многие телезрители заметили, что телепередача “Чтобы помнили” на несколько месяцев пропала из эфира. Потом она появилась вновь, но зрители не могли не заметить, что с Филатовым произошла большая перемена. Вскоре выяснилось: он перенёс инсульт. Четыре раза в реанимации его вытаскивали с того света. Когда немного поправился, снова стал вести передачу, но в октябре 1997 года здоровье опять резко ухудшилось, и тогда Филатову была сделана операция по пересадке почки. Он продолжал работать, несмотря на состояние здоровья. И благодарил Бога, что тот сохранил ему разум…

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика