Клянусь указкой|28.4

Министерство образования и науки одобрило проект профессионального кодекса педагога. По задумке разработчиков, он должен стать своего рода “клятвой Гиппократа” для российских учителей. Совокупность норм и убеждений современного педагога умещается всего на нескольких листах. Нравится или нет, человек, живущий в обществе, а тем более окруженный детьми, обязан будет руководствоваться правилами.

В школе — без ругани и сплетен

Министерство образования и науки одобрило проект профессионального кодекса педагога. По задумке разработчиков, он должен стать своего рода “клятвой Гиппократа” для российских учителей. Совокупность норм и убеждений современного педагога умещается всего на нескольких листах. Нравится или нет, человек, живущий в обществе, а тем более окруженный детьми, обязан будет руководствоваться правилами.

…Кодексы, как известно, были и есть разные. История хранит Синайский Кодекс — одну из величайших книг в истории человечества, возраст которой более 1600 лет. Был когда-то строгий Кодекс Феодосия — свод постановлений римских императоров IV—V веков. Почитается до сих пор древнекитайский Кодекс Му. Наконец, и сейчас действует Кодекс Наполеона, составленный в 1804 году.

Известны и другие всевозможные кодексы чести, например, для мореплавателей и шахматистов, рыцарей и самураев, банкиров и милиционеров, таможенников и налоговых служащих, а также для представителей всевозможных фирм. Канул в лету, но остался незабываемым Моральный кодекс поведения строителя коммунизма. Однако самый известный, пожалуй, кодекс чести — это Библия с десятью заповедями.

Профессиональный кодекс учителя — это те же заповеди. Итак, что же предписано нашим учителям? Дословно: “Стать положительным примером для своих учеников, не заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью, дорожить своей репутацией, быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию, не терять чувства меры и самообладания, быть честным человеком, соблюдать законодательство”. Особо подчеркнута рекомендация “соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз”.

Социальные условия современной жизни запечатлены в других правилах: не брать и не получать взяток, бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы, не использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения в рабочее время или для личных нужд.

Говорится в кодексе и о более тонких материях — правилах общения учителя с учениками, их родителями и коллегами. Так, учитель должен выбирать подходящий стиль общения со своими подопечными, основанный на взаимном уважении. Педагог не должен унижать честь и достоинство учеников ни на каких основаниях, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей. Он обязан являться беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем. В то же время педагог должен проявлять позитивную и обоснованную требовательность к ученикам, выбирать методы работы, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

Согласно кодексу, учитель должен хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Помимо общения с классом, педагог должен стремиться к взаимодействию с коллегами, при этом открыто выражать свое мнение по поводу их работы, “не распространяя сплетни”. Судя по всему, хранить секреты — обязанность работников образования. Так, кодекс запрещает учителю разглашать мнение, высказанное детьми о своих родителях, или мнение родителей о детях.

В настоящее время кодекс в стадии рассмотрения и обсуждения у педагогов. Появляются и первые мнения на его счет. По словам председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, на сегодняшний день в нем совершенно отсутствуют разделы, где были бы указаны обязательства общества перед учителем. “Мы читаем только слово “должен”, а, по-моему, настало уже время сказать учителю, что он “может”, “имеет право”, — подчеркнула она.

Большинство педагогов уверены — у каждого учителя эти правила внутри. А то, что предлагается в новом кодексе, их формальное оформление. Директор школы № 10 Татьяна Казанова призналась, что кодекса еще не изучила, однако выразила свою позицию однозначно: “Настоящему учителю не нужно прописывать очевидных вещей”.

— У каждого педагога кодекс должен быть, извините, в сердце, — отмечает Татьяна Ивановна. — Если его нет, никакие бумаги не помогут! Конечно, его появление я связываю с провозглашенным ныне Годом учителя. Но, возможно, это обусловлено еще и с тем, что в школы приходит работать молодое поколение педагогов, воспитанное в современных условиях. Для них, может, и нужно обозначать, кто есть педагог, что он может делать, а чего нет. Учителям со стажем этого объяснять не нужно. Для них работа — служение, если хотите, судьба.

Вера НИКОЛАЕВА

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика