"Наутилус": первая в мире атомная подводная лодка, достигшая Северного полюса

"Наутилус" - это первая в мире атомная подводная лодка, которая совершила исторический поход в 1958 году и достигла Северного полюса. Это был значительный шаг в исследовании Арктики и доказательство технологического превосходства США во время холодной войны. "Наутилус" продолжала служить до 1980 года, оставляя свой след в истории подводного флота.

Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые ещё Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна “20 тысяч лье под водой”, написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка “Наутилус”, которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический “бивень”, располагающийся на носу лодки. Через много лет, 21 января 1954 года, реальная атомная подводная лодка “Наутилус” будет спущена на воду.

Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом.

Во время первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим для движения под водой. Ускоренное развитие подводного флота в эти годы привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсеры), 105 эсминцев, 33 субмарины.

Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла ещё в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород “урановые машины” (так назывались тогда ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались прежде всего для “подводных волков” Криегсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не получилось, и инициатива перешла к США, которые некоторое время были единственной страной в мире, располагавшей атомными реакторами и бомбами.

В 1948 году американские конструкторы закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. Таким образом, существовали все предпосылки для создания флота атомных субмарин, которые не только должны были нести на себе ядерное оружие, но и иметь атомный реактор в качестве силовой установки.

Строительство первой такой лодки, наречённой в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, “Наутилусом” и имевшей обозначение SSN-571, началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне. 21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра “Наутилус” был спущен на воду, а через восемь месяцев — 30 сентября 1954 года — принят на вооружение ВМС США.

17 января 1955 года “Наутилус” вышел на ходовые испытания в открытый океан, и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом: “Идём под атомным двигателем”.

Не считая абсолютно новой энергетической установки “Марк-2”, лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса около четырёх тысяч тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 киловатт обеспечивала скорость более 20 узлов. Удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 тонн). В итоге всё вооружение “Наутилуса” составляли шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды.

Как "Наутилус" Арктику покорял

Американские власти интересовала возможность действий атомных субмарин под паковыми льдами Арктики. 19 августа 1957 года “Наутилус” взял курс на район между Гренландией и Шпицбергеном. Первый пробный выход субмарины под паковый лёд оказался неудачным. Когда эхоледомер зафиксировал нулевую толщину льда, лодка попыталась всплыть. Вместо ожидаемой полыньи “Наутилус” встретил дрейфующую льдину. От столкновения с ней лодка сильно повредила единственный перископ, и командир “Наутилуса” принял решение вернуться назад, к кромке паков.

Искорёженный перископ чинили в походных условиях. Андерсон довольно скептически наблюдал за тем, как работают сварщики по нержавеющей стали — даже в идеальных заводских условиях такая сварка требовала большого опыта. Тем не менее образовавшаяся в перископе трещина была заделана, и прибор снова начал действовать.

Не принесла результата и вторая попытка достичь полюса. Через пару часов после того, как “Наутилус” пересек 86-ю параллель, вышли из строя оба гирокомпаса. Андерсон решил не искушать судьбу и отдал приказ поворачивать — в высоких широтах даже мизерное отклонение от правильного курса могло оказаться роковым и вывести корабль к чужому берегу.

В конце октября 1957 года Андерсон выступил в Белом доме с небольшим докладом, который посвятил недавнему походу под арктическими льдами. Доклад выслушали с безразличием, и Уильям был разочарован. Тем сильнее стало желание командира “Наутилуса” отправиться к полюсу снова. 9 июня 1958 года “Наутилус” отправился в своё второе полярное плавание в условиях строгой секретности — американские власти опасались вновь неудачи. Когда Сиэтл остался далеко позади, Андерсон приказал закрасить номер субмарины на ограждении рубки, чтобы сохранить инкогнито. Но и эта попытка, увы, не удалась — “Наутилус” не смог проскочить через узкий и покрытый льдами Берингов пролив. Зато буквально через две недели, когда ледовая обстановка стала благоприятной для трансполярного перехода, подводная лодка совершила-таки чудо. Уже 29 июля, проделав 2900-мильный путь от Перл-Харбора, “Наутилус” рассекал воды Чукотского моря. 1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды, местами уходящие в воду на глубину до двадцати метров. 3 августа в двадцать три часа пятнадцать минут цель похода — Северный географический полюс Земли — была достигнута.

Не задерживаясь в районе полюса дольше, чем этого потребовал сбор статистической информации о состоянии льдов и забортной воды, Андерсон направил подводный корабль в обратный путь. “Наутилус”, и его командир с почётом вошли в Нью-Йорк. В их честь был устроен военный парад…

3 марта 1980 года “Наутилус” после 25 лет службы был исключён из состава флота и объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. По окончании дезактивации и выполнения большого объёма подготовительных работ 6 июля 1985 года “Наутилус” отбуксировали в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для посещений.

Популярное на сайте










© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика